Какие проблемы могут возникнуть у «яблочного» производителя? Как чувствует себя белорусская промышленность? И что в Германии решили снести ради угля? Расскажет Наталья Тарасюк. Рубрика «Ближе к делу».
Ставку рефинансирования Нацбанк снижает на 50 базисных пунктов. С 23 января она составит 11,5% годовых. Также идут вниз ставки по кредиту и депозиту овернайт. 12,5% и 10,5% годовых соответственно.
Регулятор так решил по итогам заседания по денежно-кредитной политике. Решение продиктовано устойчивым замедлением роста цен в последние месяцы. Однако сберегательная активность белорусов остается сдержанной. На это влияет снижение процентных ставок депозитного рынка вместе с уменьшением ставок кредитного. Если говорить очень упрощенно, то снижение ключевой ставки работает так: деньги становятся дешевле. Люди и компании меньше откладывают на покупки и проекты, а берут заемные средства, инвестируют.
К ЧЕМУ ВЕДЕТ ЭНЕРГОКРИЗИС В ЕВРОСОЮЗЕ?
На 8% удалось увеличить производство по итогам прошлого года предприятиям Министерства промышленности. Речь идет о работе порядка двух сотен крупных компаний, рассказали в Минэкономики.
Конечно, если бы не санкционное давление и нарушение логистических цепочек, картина могла быть иной. Это касается и ВВП. Есть первая оценка, которая показала спад. Но стоит сказать, что страдает и промышленность самих санкционеров, как, впрочем, и вся экономика в целом. CNN пишет, что теплая зима фактически «купила» год Европе. Более холодные декабрь и январь съели бы много запасов газа. А вот уже с февраля Евросоюз ждет новый вызов: хватит ли дизельного топлива после начала действия санкций на российские нефтепродукты? Еврокомиссар по энергетике призналась, что сейчас все активно ищут альтернативных поставщиков. Есть и проблема переезда промышленников в США из-за субсидий. Остановить релокейт хотят преференциями для экологически чистых производств. План такой «Зеленой сделки» обсуждали в Давосе. Как это согласуется с тем, что правительства европейских стран переносят закрытие угольных электростанций? В Евросоюзе выросло потребление угля на 6,5%, добыча – больше чем на 7%.
В Германии сносят целую деревню из-за угольной шахты, и, чтобы подавить протесты активистов, среди которых была и Грета Тунберг, полиция применила «шокирующий» уровень насилия, пишут западные СМИ. Опять двойные стандарты? Обсудим ситуацию с Игорем Юшковым.
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (Россия): «Действительно, в Европе прямо такая фантастическая история развивается. Они десятилетиями внушали, что от ископаемых источников энергии нужно отказываться, что это все грязная энергия, ужасная. Она убивает мир. Глобальное потепление грядет и т.д. И сами взрастили целое поколение "зеленоориентированных" людей, и в том числе в Германии пришли к власти "зеленые". Вот, пожалуйста, правительство сформировано во многом ими, и они же начинают давить собственную повестку, арестовывать климатологов и экологов, которые протестуют вот против того, что целую деревню уже отселили и собираются снести под разработку бурого угля, самого грязного из видов угля. Это вынужденная, понятно, мера, но, тем не менее, европейские граждане говорят, что тогда могли хотя бы импортировать этот уголь, даже не бурый, а нормальный, более экологически чистые виды угля, другие могут быть. Но они говорят, что нет, мы будем добывать тут ради экономии. Конечно, этот экономический, энергетической кризис вот с такими примерами может перейти в социально-политический, когда в итоге сменятся, в том числе, и политические лидеры в Европе».
ДЛЯ КОГО НАСТАЛ ЧАС РАСПЛАТЫ?
Компанию Apple ждет расплата за финансовый успех из-за размещения производств в Китае. Об этом пишет Financial Times. На Тима Кука давят политики и инвесторы, которые требуют диверсификации.
Как это скажется на цене техники и закроется ли завод Foxconn в Китае? Пока неясно.
Может вполне поплатиться за успех, построенный на лжи, Илон Маск. Инженер Tesla признался, что знаменитое видео 16-го года с рекламой автопилота, было во многом постановочным. Для создания использовали 3D-картографирование заранее определенного маршрута. А при попытке показать, что Model X может парковаться без водителя, тестовый автомобиль не раз врезался в забор. Однако клиентам, как писала газета New York Times, о таких нюансах не сообщали. А Маск приводил это видео как доказательство того, что «автомобиль Tesla обходится без водителя».
Подписывайтесь на нас в Telegram