Американский военный контингент и силы НАТО прибыли в Афганистан 20 лет назад. Аккурат после событий 11 сентября. Тогда это было вполне предсказуемо – борьба с мировым терроризмом. 20 лет США в Афганистане – это самая продолжительная война в истории Штатов, и поначалу успехи в борьбе с «Аль-Каидой» и «Талибаном» у Пентагона были. Но все равно страну все больше и больше терзали и рвали на клочья. Радикалы и экстремисты, может, и поутихли, но не успокоились. И вот спустя 20 лет администрация Байдена выводит войска. Не прошло и суток, как власть оказалась в руках талибов. А теперь голову подняло и «Исламское государство». И все – страны практически нет.
Кто виноват, спросите вы? А здесь все просто – тот, кто обещал навести порядок, привнести демократию и облагодетельствовать афганский народ. Получилось? Нет. В итоге проиграли все. Тогда зачем это было делать? Демократия? Если бы! Неужели Вашингтон, вводя войска 20 лет назад, действительно думал больше об Афганистане, чем о своих амбициях? Конечно, нет.
Корреспондент: «Что вы будете делать, если американцы все еще будут оставаться в Афганистане после крайнего срока 31 августа?»
Джо Байден, президент США: «Ты будешь первым, кому я позвоню».
Попытка отшутиться явно не получилась. К Байдену – много вопросов, на которые у 46-го президента США или нет ответов, или они не устраивают общественность. Дата 31 августа, это ближайший вторник, становится разделительной полосой в афганском вопросе.
Позиция «Талибана» категорична. С сентября новая власть «примет иной подход к эвакуации». «Иной подход» – это именно то, чего боятся многие. С одной стороны, талибы не одобряют выезд, с другой, вроде как и гарантируют безопасность оставшимся. Но люди помнят прошлое, поэтому с принципом «свежо предание» по-прежнему осаждают воздушную гавань Кабула.
И если вопрос: «Как будет вести себя «Талибан»?» – пока открытый, то ответ на другой вопрос: «Кто виноват в этом?» – очевиден. Америка. Это подтверждает и падение рейтинга Байдена – дно не пробил, но стал самым низким в истории Спящего Джо.
Сергей Рачков, председатель постоянной комиссии Совета Республики: «Мы не должны эмоционально воспринимать позорный уход США, а ушли ли они окончательно? И почему именно так это произошло? Американцы – непростые ребята. У них всегда есть план. И этот план долгосрочный. Сейчас эта ситуация отбросила от Байдена перспективных политиков, они отошли в сторону. Для них невыгодна эта ситуация, и сейчас у республиканцев появился шанс».
Теперь в США Байдену ставят в вину то, чем всегда гордились – «Мы своих не бросаем». Бросают. И не только людей. Брошено и вооружение с техникой. Причем Пентагон даже не может подсчитать точное количество арсенала, которое попадет в руки талибов.
Джон Кирби, пресс-секретарь Пентагона: «У меня нет точного списка всей техники, которая была в распоряжении афганцев и которая теперь может оказаться под угрозой».
Зато пресса подсчитала: Соединенные Штаты вложили в Афганистан более 80 миллиардов долларов. Все это – деньги налогоплательщиков, которые теперь хотят ответа на вопрос: «А нам вообще это надо было?» Ответа нет. И пока за океаном все больше сомневаются в адекватности Байдена, весь мир беспокоят мигранты. В Евросоюзе напрягаются больше других.
Себастьян Курц, федеральный канцлер Австрии: «Пока я канцлер, этого не произойдет. Я категорически против того, чтобы мы добровольно принимали больше людей. События в Афганистане драматичны, но нельзя повторять ошибки 2015 года. Можно направлять беженцев в соседние с Афганистаном страны».
Эммануэль Макрон, президент Франции: «Дестабилизация в Афганистане грозит появлением нерегулируемых потоков миграции в Европу. Мы должны иметь план защиты от волн миграции, которые могут подвергать опасности тех, кто их принимает, и уберечь себя от них».
Так и хочется спросить: а то вы не знали, к чему могут привести ваши действия в Афганистане? И этот подход «нам не надо, заберите себе» не выдерживает никакой критики.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Меркель пообещала, Запад пообещал, что всех примут. Через Беларусь, вы были правы, несколько десятков, может быть сотен (всех не пересчитаешь), уже афганцев – не иракцев, не сирийцев, а именно афганцев пошли на Запад. Что сделали поляки? Они отловили, иначе не скажешь, около 50 человек на территории Польши, которые, как они признались, шли в Германию, куда их позвала муттер Меркель. И под угрозой оружия, стреляя поверх голов, выдавили их на границу с Беларусью. Это весь мир видел, но Запад молчит, как они больных, беременных, полуживых людей, а иногда мертвых выбрасывают на границу с Беларусью, возвращая их обратно. Вот их обещания, их политика. Поэтому, как тут звучало, верить им нельзя. Я, прежде всего, имею в виду Запад. Они проиграли эту войну, и это надо им признать, и трусливо оттуда сбежали. Но это их проблемы. Но мы-то здесь при чем? Поэтому действительно идет перекладывание этой проблемы на наши плечи».
И в самом деле, почему условные «косяки» Запада должны быть головной проблемой сопредельных стран и государств-членов ОДКБ? Как размещать военный контингент НАТО – так это демократия. Как права и свободы людей – так это ценности. Как тогда трактовать действия Польши?
Нейтральная пограничная полоса между Беларусью и Польшей. Уже две недели здесь – лагерь беженцев из Афганистана. Их позвали в Европу, туда же их и не пускают.
А вот это уже верх абсурда. Депутат польского сейма Францишек Стерчевски принес мигрантам самое необходимое, еду, лекарства, а его гоняют как зайца. Это позиция официальной Варшавы. Теперь там срочно хотят принять антимигрантские законы.
Марцин Сосняк, руководитель отдела в Офисе омбудсмена по правам человека: «Такое изменение будет полностью противоречить Женевской конвенции о статусе беженцев. Это также противоречит постановлениям Европейского союза, в которых говорится, что каждый иностранец должен иметь эффективный доступ к процедуре приема беженцев, и даже польской конституции, которая позволяет иностранцам подавать прошение о международной защите в Польше».
В отличии от этого, участники блока ОДКБ солидарны в позиции по Афганистану: да, это не наш конфликт, но у наших границ. Да, мы будем помогать людям, и белорусские пограничники это делают постоянно. Но и у нас есть позиция. Мы тоже заинтересованы в безопасности своих стран и своих народов.
Владимир Путин, президент России: «Кто среди этих беженцев, откуда мы знаем? Их могут быть тысячи, а то и сотни тысяч, а, может быть, и миллионы. А у нас с этими ближайшими союзниками даже нет никаких визовых ограничений. Да граница-то какая? Тысячи километров! Сел на что угодно, хоть на машину, хоть на осла и поехал по степи».
Вряд ли западные политики полагали, что раскол Евросоюза может начаться с Афганистана, но все идет к этому. Весьма показательно на этой неделе было то, что Европейский суд по правам человека постановил, что Польша и прибалтийские страны обязаны обеспечить людей едой, водой, одеждой и медицинской помощью. А если нужно, то и временным жильем. Но опять же: решение суда – вовсе не требование пропускать мигрантов на свою территорию. Тогда что это? Опять игры в демократию? Или попытка сделать хорошую мину при плохой игре? Только в неумелых руках, путающих провода, такие мины взрываются.
Подписывайтесь на нас в Telegram