К чему может привести приход телезвезд, дилетантов и различных популистов к госуправлению

Опыт смешения до степени сходства у «шоубиза» и бизнеса политического в саморазрекламированной как главная демократии мира – в США – он ведь был

К чему может привести приход телезвезд, дилетантов и различных популистов к госуправлению

Шуточная схватка двух ёкодзун с голливудских холмов, Слая и Арни, которую они вели между собой десятилетиями, на деле была не так уж и далека от того, чтобы стать всеобщей реальностью. Да и миллионер-экономист со специализацией в области недвижимости, профессор, создатель Института государственной и глобальной политики при университете Южной Калифорнии, щедрый спонсор ряда еврейских организаций, экс-супруг племянницы президента Кеннеди и при том умеренный республиканец «железный Арни» вообще-то мог бы стать не самым худшим потусом в истории. Как говорится, сравнить есть с чем. Однако прошлый мировой финансовый кризис и совпавший с этим развод остановили политическую карьеру Шварца на не самом низком уровне – губернатора Калифорнии.


А ведь потом еще были явлены явные амбиции Джорджа Клуни. Актера, но и демократа, основателя «Фонда за справедливость», какой и сейчас не оставил надежд стать не только звездой, но и главой всех звезд и полос. Да и Мэтью Макконахи, республиканец, не прочь в политику не только поиграть. По крайней мере, его книга о себе самом – классическая проза о становлении. Написана была, вроде, на всякий, но предвыборный случай. А для любителей легкого жанра, стоит запомнить имя… Тейлор Свифт, которая в нынешнюю президентскую гонку в Штатах согласилась было подпеть команде Байдена. Опять. Но старик Джо сфальшивил, перепутав ее с Бритни. Однако теперь не исключают, что потом и у самой Тейлор сможет вытанцеваться и сольная демократическая партия.

Опыт смешения до степени сходства у «шоубиза» и бизнеса политического в саморазрекламированной как главная демократии мира – в США – он ведь был. И многим им тогда, при Рейгане, понравилось. А значит, если что –  могут и повторить. По меньшей мере, мыслишку эту со счетов, в том числе донорских, избирательных, не сбрасывает никто.

Другое дело, что с изображающими политиков актерами, певцами, а еще чаще писателями и учеными, как, впрочем, и с политиками, которые сами заигрались в суперменов и клоунов, – везло-то в истории далеко не всем. И пример нынешней Аргентины, где эпатажный имидж помог Хавьеру Милею стать не только звездой TikTok, но и президентом, – не исключение. И пусть нынче «хвост виляет собакой» наотмашь и за неделю окружение трижды меняло его мнение о будущих отношениях его страны и БРИКС, но дело там уже сделано, выбор сделан.

Вот и на Гаити избрание местного певца Сладкого Микки в президенты довершило крах экономики страны. Вот и в Либерии обладатель «Золотого мяча», отличный футболист, Джордж Веа не смог принести им победу. Хотя золотые горы и годы и обещал. Да что там… Гораздо ближе к нам, здесь, при ученом и писателе Звиаде Гамсахурдиа Грузия начала две войны. А после проиграла еще и себе самой – в войне гражданской. И это уже потом был Шеварнадзе эгейн. А потом была Революция роз… И потом… И после…

И вот это, пожалуй, самое страшное в звездах, падающих в политику. Они сгорают сами и могут сжечь все вокруг. Потому что их, звезд, зажигают – и это кому-то другому нужно. Для чего-то. Потому звездам шоубиза и прописывают чужие сценарии. И создают декорации для сцен. Покупают костюмы и людей в массовку. Но после достижения целей продюсеров и падения рейтингов неоплачиваемых более звезд снимают шоу целиком с производства, совершенно не заботясь о массовке в первую очередь. А ведь звезда-однодневка не рассчитывала сберегать мир вокруг себя. А даже если может, рассчитывала, то у нее на это не было ни компетенций, ни, что главное, долгосрочной стратегии. Поэтому на самом деле, неважно, был ли человек до прихода в политику актером или поэтом, певцом или спортсменом. Важно, стал ли он политиком. Состоялся ли… Или продолжил и на этой арене быть лишь звездой в шоу. Даже если это было чужое политическое шоу. Вернее, в первую очередь, если это оно и было.

Тут на неделе умер Генри Киссинджер, который не был президентом сам. Который был противником нам. Но который был политиком. Страшным человеком, нобелевским лауреатом мира и соавтором сценариев нескольких войн. Но он был политиком и стратегом. И потому оставил за собой след из договоренностей, в том числе мирных. Потому что думал про будущее. И да, под конец жизни он стал своего рода «попсовой» фигурой и звездой от мира политики. Но не наоборот. И потому, хотя его называли и еще назовут по-разному, весьма иногда нелестно – но однодневкой, погубившей свою страну, потому что за него что-то решили другие, не назовет никто.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Глеб Лавров
География:
США