К чему могут привести призывы «блокировать железные дороги»?

К чему могут привести призывы «блокировать железные дороги»?

«Партизанские марши против фашизма». Каждый из вас, услышав такие слова ещё год назад, в первую очередь вспомнил бы о Великой Отечественной войне. Партизаны… Фашисты… Кстати, 16 июля 1944 года в освобождённом Минске прошёл первый партизанский парад. 30 бригад промаршировали тогда по столице. Но если 76 лет назад повод был самый настоящий, героический – разгром фашистов и освобождение города, то какими кощунственными идеями руководствуются координаторы из Telegram-каналов, призывая на партизанский марш против фашизма сегодня?  


Обвинять Беларусь, её народ, обвинять власть, которая до сих пор делает всё, чтобы та война не была забыта, в фашизме – это, знаете, уже верх лжи. Впрочем, на каждую ложь будет и ответ. В пятницу Президент, посещая Гомель и отвечая на вопрос Игоря Тура, почему всё чаще в лозунгах оппонентов власти звучат обвинения в фашизме, дал ответ и был категоричен. 

Тем, кто, возможно, ещё сомневается, предлагаю пойти от обратного. А как тогда толковать призывы к травле и гонениям людей на госслужбе? Как расценивать призывы останавливать заводы, лишая семей зарплат? Как, в конце концов, можно понять такие лозунги, как «мочить власть», «ввести санкции», «объявить судилище», «ломать машины», «брать приступом здания» или «блокировать железные дороги». Да, партизаны так и делали, но сегодня это не имеет ничего общего с той Великой Победой. Это война против своего народа. Только представьте, что будет, если один железнодорожный состав вдруг сойдёт с рельс. Сложно? 

Могилев, Брест, Бобруйск. Это из последнего. На кадрах видно, как сотрудники железной дороги и следователи разматывают очередные «ловушки». Непонятно только, для кого их оставили? Для пассажиров, следовавших из одного города в другой? Может быть машинисту грузового поезда, тянущего вагоны с горючей жидкостью? Кто мишень? Видимо, те, кто это делает, не совсем или даже совсем не отдают себе отчет, чем это может закончиться.    

Все, что осталось, – черно-белые фотографии и груда обгоревшего металла. На станции Ельниково в 90-м столкнулись три поезда. Причина – неисправная сигнализация. Оборвался один из электрических соединителей. Его просто прикрутили к штепсельному болту. А потом оборвался еще один соединитель, закоротило, и сигнализация дала сбой. На табло показало, что участок занят…

Путаница со стрелками – и хвостовой вагон грузового поезда ложится поперек главного пути. На ходу его таранит скорый пассажирский поезд. От удара цистерны с горючим взрываются и отбрасывают электровоз на другой путь. Восемь вагонов сошли, остальные 13 по инерции катились через коридор пламени. Люди выпрыгивали из поезда... И в это время их таранит еще один пассажирский поезд. Тогда, по разным данным, погибли от 8 до 11 человек, еще 55 получили ранения. Так насколько все серьезно?

Вадим Федотов, начальник управления организации обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта МВД Беларуси: «Любое происшествие способно повлечь непредсказуемых размеров катастрофу. В настоящее время возбуждено 63 уголовных дела по статье 309 УК РБ за блокирование транспортных железнодорожных коммуникаций. В зависимости от тяжести последствий по данному преступлению предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, а также уголовное дело по статье 289 УК РБ (акт терроризма), по которой предусмотрено лишение свободы на срок до 15 лет. Задержаны 10 граждан, в том числе и организаторы преступных акций».

Зарегистрировано 130 фактов посягательств. Почти все касаются блокирования железнодорожных путей. В основном заколачивают рельсы металлической проволокой. А еще находили ветки, щебень, шины, ведра с камнями и даже макет взрывного устройства. При экстренном торможении пассажиры в лучшем случае отделаются травмами. В Telegram трубят о напряжении в обществе, но не рассказывают о напряжении в контактной сети на путях, по которым следуют электропоезда. 

Артем Маймусов, старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Беларуси: «Объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности, тормозной путь поезда в зависимости от его скорости может превышать один километр, напряжение в контактной сети на электрифицированных путях превышает 25 тысяч вольт».

Но кто думает о безопасности исполнителей? Да никто. Главное – найти несколько «партизан», готовых пустить под откос поезд с людьми, а заодно и свою жизнь. Если один персонаж не справится, «загрузят» кого-нибудь еще. Как в шутере. И отвечать за последствия, в первую очередь будет тот, в чьих руках проволока, а не джойстик.   

Анжелика Курчак, начальник отдела информации Генеральной прокуратуры Беларуси: «Граждане, которые непосредственно реализуют призывы приведения в негодное состояние путей сообщения, транспортного оборудования железной дороги, подвергают серьезной опасности жизнь и здоровье не только пассажиров, но и собственные. Опасно и нахождение человека вблизи проходящего состава: его может затянуть воздушным потоком под вагоны».

На железной дороге и без того полно несчастных случаев, в которых только в этом году погибли 56 человек. И складывается печальная статистика из тех, кто оказался не в то время, не в том месте. Неужели кто-то считает, что вправе отправлять людей туда, где по определению находиться опасно, не говоря уже о действиях, напрямую связанных с риском для жизни?

Дело в том, что срабатывание сигнализации дезориентирует работников, и все может закончиться, как на станции Ельниково. Но многие, видимо, этого не понимают, как чеховский герой, который откручивал гайки на рельсах. Сейчас станции и перегоны патрулируют работники железной дороги и милиция. Обеспечен круглосуточный контроль. Ответственность за подобные преступления будет суровая.  

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Корреспонденты:
Андрей Александров