К 95-летию Кремлёвского гаража особого назначения выставили автомобили правителей царской и современной России

Корреспондент ОНТ изучила белорусские маршруты правительственных машин.

Самое закрытое подразделение Федеральной службы охраны России приоткрывает свои тайны. Гараж особого назначения Кремля отмечает 95-летний юбилей. На несколько дней в Москве на всеобщее обозрение выставили все автомобили, обслуживавшие последний век лидеров царской и современной России, кортежи партийных руководителей Советского Союза: от Николая II до Владимира Путина. 

Корреспондент ОНТ изучила белорусские маршруты правительственных машин.

«Какой русский не любит быстрой езды?..» Так писал классик, когда в арсенале пассажиров и водителей была одна, ну, максимум три лошадиные силы. Но как только их удалось поместить под капот автомобиля, скорость стала привилегией богатых, знаменитых и… высокопоставленных. Какие авто выбирали они, знают в автопарке Кремля: как его ещё называют, Гараж особого назначения отмечает в этом году 95-летие. Здесь помнят и даже хранят авто всех «пассажиров номер один».

В прямом смысле слова первым был Владимир Ильич Ленин. Борец за равенство и братство вне митингов, например, предпочитал не броневик, а буржуазный Rolls-Royce.

Роскошный царский Delaunay-Belleville, монументальные сталинские броневики, открытые хрущёвские фаэтоны и легендарный кабриолет ГАЗ-13Б, встречавший Гагарина: так близко, как сегодня, рассмотреть простому человеку эти машины раньше было невозможно. Теперь они – живая история страны: с пулевыми отверстиями от неудавшихся покушений и одометрами, считавшими километры на дорогах всего большого Союза.

Надо сказать, что многие машины из Гаража особого назначения побывали и в Беларуси. Правда, чаще всего их доставляли в республику по железной дороге. Так было, например, и полно приводной брежневской «охотничьей» «Волгой». Как известно, «дорогой Леонид Ильич» любил пострелять в Беловежской пуще. Сам он прилетал в Беларусь самолётом, на военный аэродром «Засимовичи» под Пружанами, а машину отправляли правительственными вагонами до Минска или до станции Оранчицы. Оттуда уже своим ходом кортеж выдвигался за высокопоставленными пассажирами.

Со своими ЗИСами в Беларусь приезжал Хрущёв. Также сюда привозили лимузины ЗИС-110Б и ЗИЛ-111Д для Фиделя Кастро, Тодора Живкова, Эдварда Герека. Руководителей идеологически близких для Союза стран любили прокатить по образцово-показательной республике. Автомобили для белорусских партийных чиновников, кстати, тоже закупали через Москву. Для верхушки – ЗИЛ-117 или «Чайки». В районы колёса попроще – «Победы», а чуть позже «Волги». Причём чем выше был ранг пассажира, тем серьёзнее тюнинг.

Чиновники новой России уже пересели на Mercedes. На таких машинах в Вискули, например, приезжал Борис Ельцин. При нём, кстати, были заложены современные принципы формирования президентского кортежа. Лимузин Pullman, автомобили сопровождения и мотоциклетный эскорт – всё это и сейчас точно так же выстраивается в «боевой порядок». Обычно пролетающий за несколько мгновений кортеж замрет аж на пять дней рядом с другими колёсами истории.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Москва