Из-за дефицита угля в Украине остановились некоторые теплоэлектростанции: страна готовится к веерным отключениям электричества

Министерство энергетики и угольной промышленности уже составило график таких отключений. Из-за серьёзного дефицита угля останавливаются теплоэлектростанции. А эксперты предсказывают новое повешение тарифов на электричество для украинских потребителей.

Украина готовится к возможным веерным отключениям света. Министерство энергетики и угольной промышленности уже составило график таких отключений. Из-за серьёзного дефицита угля останавливаются теплоэлектростанции. А эксперты предсказывают новое повешение тарифов на электричество для украинских потребителей.

Что такое веерные отключения, украинцы вспомнили прошлой зимой. На несколько часов (это если повезёт) без электричества оставались целые города и посёлки. Чтобы сэкономить электроэнергию, местные власти отключали уличное освещение. В тёмное время суток даже в столице приходилось передвигаться практически на ощупь. Тогда ситуацию списали на войну, нехватку денег. Крупно повезло, зима была относительно мягкой. Но исправить ситуацию в энергетическом секторе за год власти так не смогли. И украинцам снова, если что и светит, так это перспектива остаться зимой без электричества и теплых батарей.

Накануне впервые за 60 лет своего существования остановилась одна из крупнейших теплоэлектростанций в Украине – Приднепровская. Работать просто не на чем – ресурс угля исчерпан. Станция – не только источник электроэнергии, но и тепла, горячей воды для Днепропетровска и городов-спутников. Без работы и угля простаивает Славянская ТЭС. На других – запасов топлива всего-то на несколько дней работы.

Ситуацию в правительстве Украины называют катастрофической. Накануне премьер-министр Яценюк даже собрал антикризисный штаб, где и выяснилось – к отопительному периоду страна не готова, а зима близко. Впрочем, угольный дефицит возник не вчера. Многие ТЭС, а в энергетическом балансе они вырабатывают почти половину всей электроэнергии, продолжают работать на дорогом антрацитном угле. Добывают его в шахтах, которые в основном остались на территориях, теперь неподконтрольных Киеву. 

Инфраструктура, разрушенная войной, нежелание киевских властей сотрудничать с представителями самопровозглашённых республик, задолженности перед шахтёрами, коррупционные схемы – всё это и привело к тому, что на украинские ТЭС попадало минимум антрацита. Сейчас на складах – не более 1,5 миллиона тонн, а нужно вдове больше. Украина пробовала закупать втридорога уголь в ЮАР, а также в России, но только влезла в новые долги.

Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий: «На самом деле, нужно искать деньги, а это, скорее всего, придётся повышать тариф. Как для теплоэлектростанций, по которым они продают электроэнергию, так и для конечных потребителей. Потому что это связанные вещи. Пойдёт ли власть на это решение, сложно мне сказать, потому что тарифы и так уже поднялись. И мягко скажем, уровень расчётов падает за электроэнергию. Как бытовых, так и промышленных».

До сих пор Украина не возобновила и закупки российского газа. Топливо Киеву «Газпром» продаёт теперь только по предоплате, а цена почти в 250 долларов за тысячу кубометров не устраивает Украину. Очередной раунд газовых переговоров намечен на сентябрь. Между тем в украинских газохранилищах тоже не густо. Чтобы перезимовать, стране нужно еще как минимум 7 миллиардов кубометров топлива. А это полтора миллиарда долларов, которых в казне нет.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Галина Радевич
География:
Украина