Из Франции в Беларусь – на велосипеде: у Жонаса Берто своя миссия

497

У Жонаса Берто – гостя нашей страны железные планы, и даже миссия. Ради неё – истощающий путь через всю Европу – по 100 километров в день, спартанские условия: ночёвки в лесу, трёхчасовой сон. Да, это сказывается на самочувствии. Но и цель высока. Француз Жонас Берто совершает пятитысячный велопробег в честь авиаполка «Нормандия-Неман». Глубокие познания в истории и желание прочувствовать до конца подвиг французских пилотов привели его в Беларусь. Середина пути: чтобы открылось второе дыхание – сначала напоили водой. Жонас Берто рассказал корреспонденту ОНТ подробности:

«Я уже проехал Францию, Бельгию, Германию и Польшу. И вот спустя три тысячи 200 километров и целый месяц пути – я здесь. Уехал с юга Франции, не из Парижа. И уже побывал в вашем Бресте, сейчас Минск, а через ещё почти две тысячи километров финальная точка – Иваново. 

Я преодолеваю путь Нормандия-Неман. Французы плохо знают этот исторический отрезок. И я раньше не понимал, почему буржуазия выбрала в союзники Советский союз.

Почему они вообще решили сражаться и рисковать жизнями, будучи французскими аристократами, а не солдатами? Но потом я осознал в каком-то смысле дух французов той эпохи. Это и повлияло на моё желание проехать по тому самому пути. Говорите путешествие? Ещё какое.

Я служил в иностранном легионе. Правда, не был пилотом. Лётчики и механики этого полка были храбрыми и написали действительно красивую страницу в истории наших народов. Вы знаете о Морисе Досене – французском буржуа и пилоте, который рискуя собой, спас своего механика по фамилии Белозубов? Таких историй немало.

В ста километрах от Иваново живёт механик, которому уже 93 года. Одна из моих целей – обязательно встретиться с ним. Я так тороплюсь, что еду уже на четыре дня быстрее своего плана. 

Этот велосипед вмещает много багажа и хорошо подходит для такого путешествия. Я абсолютно автономен. Это важно, учитывая, что ночую не в отелях, а в лесу. И это не вопрос цены.

Когда чувствую усталость, то просто нахожу подходящее место и устраиваю там ночлег. Сейчас бывает холодновато, но так мне всё равно удобнее. 

С собой у меня много специальной еды, вроде питания космонавтов. Вот самое типичное – саше. Сюда нужно просто добавить воды, блюдо увеличится в размере и можно есть. Я взял и устройство, чтобы греть воду. Здесь ещё – буханка белорусского хлеба. Не знаю, что написано на этикетке, но вкус отличный. 

Ещё у меня с собой, конечно, спальный мешок и всё необходимое для моего велосипеда. 

В дороге я пользуюсь навигатором, но когда он даёт сбой, еду по обычной карте. В среднем в день проезжаю примерно сто километров, но это зависит от погоды и от моего самочувствия.

Усталость? Это не проблема. Я сплю иногда два, иногда четыре часа, сколько потребуется, чтобы восстановить силы, и снова отправляюсь в путь. 

Ведь на самом деле моя цель проста – повторить хотя бы географически тот путь, который прошли героические французские пилоты, чтобы о них не забывали».


География:
Франция