Сколько будут продолжаться переговоры президентов? Ждать ли прессе «ядерных» подробностей? Переговоры в Москве заранее стали объектом повышенного внимания. Александр Лукашенко и Владимир Путин встретились лично впервые после новости о размещении на нашей территории тактического ядерного оружия. Поговорить решили отдельно и до Высшего госсовета Союзного государства. Общались лидеры долго, даже во время рабочего ужина. Возобновили разговор и на следующий день, что называется, на ногах, пересекая Тронный зал Большого Кремлевского дворца.
Получилась содержательной и конструктивной, так оценит встречу в формате тет-а-тет Владимир Путин. А вот Александр Лукашенко подтвердит догадки журналистов: естественно, говорили президенты о вещах закрытого характера, но немало можно рассказать публично, тем более что это касается Союзного государства.
На 105 миллиардов российских рублей, а это где-то полтора миллиарда долларов, запущено инвестиционных проектов. Чтобы замещать иностранное и делать свое разработали 60 научно-технических программ. Не просто налаживать кооперационные связи, а формировать единую промышленную политику. Время для этого сейчас самое подходящее, санкционное, уверены аналитики.
Владимир Киреев, политолог (Россия): «Наши страны в постсоветский период времени развивались в русле формирования внешнеэкономических связей со странами всего мира. И зачастую эти экономические связи были невыгодны, потому что эта международная кооперация подчас создает такие отношения, когда производится продукция с низкой добавочной стоимостью, закупается с высокой добавочной стоимостью. Вызов принят и Союзное государство прямо сказало о том, что мы взяли курс на освоение самых передовых технологий, и это результат ответа на вызов западных держав».
Особенно остро чувствуют этот вызов в сфере микроэлектроники в России. Мало того, что нужны свои микросхемы, их надо много.
О том, что это волнует российского коллегу Александр Лукашенко знает, и готов помогать. Ведь Беларусь сохранила школу и намерена вместе строить светлое будущее технологической безопасности Союзного государства. Это, конечно, сложно, но возможно и во многом экономически целесообразно.
Госсовет был посвящен многим экономическим вопросам. Есть 28 союзных программ. Они выполнены практически на 80%.
Андрей Савиных, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам: «Достигнут максимально высокий уровень взаимопонимания и взаимодействия – гармоничного и поступательного. Сегодня главы государств уже не договариваются по каким-то вопросам, а в большей степени отслеживают процесс реализации этих программ. Мне кажется, что на этом этапе качество исполнения программ качество формирования общих институтов и единого рынка имеют принципиальное значение».
Андрей Красов, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности и обороне: «Выполнение 28 союзных программ. Это своего рода ступенька или трамплин, чтобы двигаться дальше, несмотря на то внешнее воздействие со стороны иностранных государств».
Надо продолжать и формирование общих рынков – энергетического, транспортного. Над этим работают правительства. И в таких делах явно преследуют не только компромисс, а равноценность и выгоду, которая станет, по сути, общей. Лучше условия – больше мобильность.
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Сейчас в активной фазе находится транспортная программа. Рассчитываем, что в самое ближайшее время будут приняты выгодные для белорусской стороны решения и по грузоперевозкам автомобильным транспортом, и по авиационным перевозкам с точки зрения выравнивания тарифов».
Особенно гладко и по нарастающей идут дела у Беларуси и России в торговле. 50 миллиардов долларов – это товарооборот по итогам 2022 года. По подсчетам российской стороны, показатель увеличился на 35%. Одним словом, величины солидные, скажет Владимир Путин.
Санкционный наскок не получился, поэтому начали давить в военном отношении: расти у границ и расширяться. Беларусь и Россия выработают отдельный документ по безопасности Союзного государства. Концепция, по словам пресс-секретаря российского президента, будет готовиться в максимально сжатые сроки. 31-й член НАТО все же не триггер, говорят эксперты, хотя и это мы держим в уме.
Николай Бузин, помощник председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, доктор военных наук: «Это очередной шаг по обеспечению территориальной целостности и независимости наших государств – России и Беларуси. Что касается содержательной части этого документа, время покажет, но, исходя из практики разработки подобных документов, можно говорить о том, что он объединит в себе те принципы и подходы, которые имеются на сегодняшний момент в обоих государствах. Есть смысл говорить о том, что отдельные положения будут уточнены, исходя из тех вызовов угроз, которые имеются, новых угроз, которые появились на рубежах Союзного государства, а также в соответствии с развитием геополитической обстановки вокруг Союзного государства».
И хотя о своих тактических планах Россия и Беларусь заявили громогласно, но ядерные детали до поры до времени любят тишину.
По итогам заседания Высшего госсовета подписаны порядка 10 документов. Они подводят итоги и намечают перспективы в экономике, безопасности, гуманитарной сфере для Союзного государства. Прощались Александр Лукашенко и Владимир Путин в прекрасном настроении. Что тут сказать: по глубине интеграции союз Беларуси и России может служить образцом и примером. И эти переговорные дни тому очередное подтверждение.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram