Итоги глобальных переговоров президентов Беларуси и России: о чем договорились Лукашенко и Путин в Кремле?

Итоги глобальных переговоров президентов Беларуси и России: о чем договорились Лукашенко и Путин в Кремле?

Программы согласованы, разногласий больше нет. Встреча президентов Беларуси и России накануне затянулась до поздней ночи. Но результат этих переговоров точно стоит бессонных ночей. Главный итог – согласование всех 28 союзных программ. 


Процесс шел нелегко и небыстро, но результат должны почувствовать не только производственники и деловые круги обеих стран, а все без исключения белорусы и россияне. Ведь цель максимум – сделать так, чтобы граждане Союзного государства (хоть понятие это пока не вошло в обиход) не чувствовали себя чужими по обе стороны союзной границы. И Александр Лукашенко, и Владимир Путин в этом солидарны.

Впрочем, договоренности высшего уровня уже сегодня потихоньку начинают обретать реальные черты. Главы правительств согласовали союзные программы. Так что обо всем этом важно знать? 

Этой встречи так ждали сторонники союзной интеграции и так боялись ее критики. Ведь одно только согласование пакета программ способно подорвать миф о несостоятельности Союзного государства. Впрочем, в союзных отношениях (читай: отношениях Александра Лукашенко и Владимира Путина) всегда есть место интриге. 

Их согласие друг с другом будет читаться с первых минут. Без острот и затягиваний, без перетягивания одеяла и открытого торга. Неизменным остается одно – время, проведенное наедине. Счет – всегда на часы. Журналисты, давно отрезанные от переговоров из-за ковида, будут томиться в мучительном ожидании. Но ни один мускул не дрогнет на лицах президентов: ни улыбки, ни намека, договорились ли…

Владимир Путин, президент России: «Хотел бы с удовлетворением отметить, что согласованы все 28 программ».

Речь об экономике с приставкой «макро-». Только вдумайтесь! Партнеры намерены гармонизировать налоговое и таможенное законодательства – а это прозрачная стоимость ввозимых товаров, сформировать общую платежную систему, что, по расчетам, подстегнет деловую активность. Единые подходы в аграрной и промышленной политике (а это в том числе доступ к госзакупкам) – в их отсутствие стороны вновь и вновь натыкались на преграды. Вы спросите – что главное? У Александра Лукашенко есть ответ. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Это равные права для субъектов хозяйствования наших стран. Те самые равные условия, о необходимости которых различные представители Беларуси, в том числе я как Президент, говорим на протяжение многих лет. Это основа основ. Мы полноправные партнеры. Для всех компаний на рынках Беларуси и России должна быть честная конкуренция. Именно ради равноправия, выгодной кооперации, плодотворного сотрудничества и затевалась белорусско-российская интеграция». 

А ведь именно этого так долго добивался белорусский Президент. Стоял на своем на переговорах любых форматов. Хотя равенство порой казалось недостижимым. Да, оно не наступит во всех сферах завтра – над созданием общих энергетических рынков еще предстоит работать, но важный шаг сделан.

Владимир Путин, президент России: «Удалось выработать взаимоприемлемые подходы по газовой тематике. Цена для Беларуси на российский природный газ на 2022-й год сохранится на уровне текущего года. При этом до 1 декабря 2023 года будет подписан документ по созданию объединенного рынка газа в рамках Союзного государства. Кроме того, предусмотрено заключение договора об объединении рынков нефти и нефтепродуктов, а также договора о едином рынке электроэнергии».

Поддать «газку» решат российские журналисты: у Беларуси что теперь – спеццены? А новые кредиты будут? А единая валюта? А политическая интеграция, наконец? Чтобы вы понимали, это все один вопрос – как будто это и в самом деле звенья одной цепи. Но президенты будут терпеливо объяснять, что с чем связано, а что не очень.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Впору спросить критиков в Беларуси, которые очень много (и беглые, и живущие в Беларуси) кричали, вот я хочу спросить у них, а у критиков нашей интеграции в России поинтересоваться: и где вы видите здесь гирю на ноге России? Ничего плохого для народов Беларуси и России в этих программах нет и быть не могло. Все нацелено на рост благосостояния наших народов. И надо поставить точку в этих разговорах  интеграция носит исключительно взаимовыгодный характер». 

По результатам прошлого года Беларусь – третий торговый партнер России. Говорить про белорусов-нахлебников уже даже не смешно. Что же до попыток перевести интеграцию в политическую плоскость, справедливости ради, они предпринимались – когда союзные программы еще были дорожными картами. Но ухабов на том самом пути оказалось столько, что кстати вспомнить народную мудрость о том, что умный в гору не пойдет.

Обсуждение будущего интеграции плавно перетечет в день сегодняшний. И потому что переговоры в Кремле закончатся далеко за полночь, и потому что на премьер-министров возложат миссию по официальному согласованию союзных программ. Это еще не подписание президентами, но момент важный. 

Кстати, проходит правительственная встреча в президентской резиденции в Заславле – словно чтобы подчеркнуть важность и придать статус. Говорить о пользе программ премьеры-союзники могут долго. Ведь это успех, в первую очередь, их команд.  

Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Реализация этих программ, по нашему мнению, станет мощным импульсом для наращивания объемов взаимной торговли, развития совместных производств и скоординированных мер поддержки национальных производителей. По нашим оценкам, только прямой эффект от реализации интеграционного пакета для Беларуси прогнозируется в росте ВВП примерно на 1 миллиард долларов США, не считая дополнительных возможностей для белорусского бизнеса на российском рынке». 

Михаил Мишустин, премьер-министр России: «У нас общая цель – добиться роста экономик, повышения благосостояния и сохранить суверенитет наших стран независимо от усложняющейся внешней конъюнктуры. От интеграции в рамках Союзного государства выиграют все. Мы создаем равные возможности для работы, получения социальной поддержки, для доступа к образованию».

И хоть российская сторона считает белорусских партнеров непростыми переговорщиками (это слова Владимира Путина), речь вряд ли о несговорчивости, скорее, о желании докопаться до сути – на выгодных для себя условиях. 

Но важно понимать: насколько большая работа уже проделана – настолько масштабная ждет впереди. Ведь согласовать общие подходы на бумаге – важно, но куда важнее перенести буквы в жизнь.  

Вадим Гигин, декан факультета философии и социальных наук БГУ: «Россиян, белорус – мы все должны почувствовать, что стало жить лучше. Мы должны почувствовать, что это нам позволит выйти из состояния экономики ковидной в постковидную. Сейчас начнется бег за ростом экономики по всему миру. И принятие союзных программ должно повысить конкурентоспособность нашего Союзного государства. Если будет так, то, конечно, это серьезное достижение. В нормативной части это заложено, а дальше многое зависит от воплощения в жизнь». 

Но это завтра, а сегодня сторонники интеграции празднуют информационную победу. Ведь каждая встреча президентов с открытым финалом становилась почвой для инсинуаций. Может, оттого итогов нынешних переговоров телеграм-аналитики будто и не заметили. Похоже, сказать им больше нечего. 

Николай Щекин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии Национальной академии Беларуси«Согласование 28 программ стало уже историческим фактом и произвело эффект разорвавшихся бомб. Действительно, Президент Лукашенко отстоял свою стратегию. В чем она заключается: экономическая эффективность, безопасность и, что самое главное, суверенитет». 

Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований: «Те, кто были против, критиковали или выступали в угоду корпоративным интересам, сейчас потерпели фиаско и понимают, что дальше будет совершенно иной формат взаимоотношений между Беларусью и Россию». 

Новый формат, новый уровень политологи единодушны как никогда. Но интеграция – вещь настолько сложная и такая многоуровневая, что, как говорили в одном известном фильме, торопиться не надо. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы создали базу для дальнейшего движения вперед. Мы не можем ошибиться. ЕС – а мы пример брали – а там тенденции, ведущие к развалу. Мы не хотим повторить ошибки. С крыши строить дом мы отказались давно». 

В общем, союзное строительство набирает обороты. И Кремль для Александра Лукашенко оказался не таким уж неприступным, как некоторые считали. Но это, конечно, не конец истории. А начало новой главы.

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram