В Минск явились «Мадонны». Это главный образ выставки «Иконография одной любви». Новый арт-проект международный. Свои запасники открыли галереи и общественные собрания итальянского региона Умбрия, а также один из крупнейших музеев Беларуси – Национальный художественный.
Можно сказать, к нам прилетела «первая ласточка». Эта живопись, считают эксперты, около 1510 года. XV, но уже как цифру века, находим и под самыми ранними «Мадоннами». Их авторы анонимны. Да и на уточнение: «Это не город ли искусств Перуджа?» (откуда шедевры) кураторы отвечают абстрактно: «Центральная Италия».
Массимо Дуранти, координатор выставки «Mater Dei» (Италия): «Перуджино, Пинтуриккьё или Рафаэль, конечно, это великие мастера. Однако существовали и другие прекрасные художники. Большинство работ, выставленных здесь, впервые вынесены на суд публики. Мы надеемся, что каталог, изданный к проекту, послужит толчком для исследователей. И вскоре картины «неизвестных» найдут своих «отцов».
Экспозиция «Mater Dei» (русский аналог «Богоматерь») – это более 30 примеров иконографии, вплоть до XIX столетия. Основа арт-проекта – шедевры Национальной галереи, Академии искусств и общественных собраний «святой земли». Так говорят об Умбрии – регионе в середине Апеннинского «сапожка», родине «Раффаэлло». Всё-таки нам привычнее «Рафаэль».
Светлана Прокопьева, куратор выставки «Mater Dei» (Беларусь): «Хотелось бы, конечно, расширить выставку ещё и скульптурой, дополнив таким образом «триаду» изобразительного искусства. Но постольку, поскольку речь идёт о достаточно больших расстояниях, которые отделяют Минск от Италии, соответственно, такой вопрос не поднимался».
До сих пор «Мадонна в кресле» Рафаэля (исключая «Сикстинскую») – один из самых копируемых сюжетов в мире. Этот вариант – 300-летний, на меди. Многое из написанного и ныне показанного, специалисты относят к умбрийской школе Перуджино (модного художника периода Возрождения).
Снова неизвестный, кажется, первой половины XVII века. Это полотно (см. видео – прим. ред.) из фондов музея, первым принимающего эстафету «Мадонн». Уж очень привлекательная получилась выставка. Организаторы задумали показать её в прекрасной Перудже.
Под «святые семейства» в Национальном художественном сняли ровно половину постоянной экспозиции искусства Запада. Мы все знаем по тем же кинофильмам с Софии Лорен, что для итальянцев значит культ Мадонны.
Стефано Бьянки, Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Беларуси: «В этом случае её образ стал символическим ещё и потому, чтобы показать тесную связь между белорусскими и итальянскими семьями, установившуюся после Чернобыльской аварии. Через искусство мы хотим отразить знак дружбы между нашими народами».
Выставка «Mater Dei», по сути, пролог грандиозного итальянского арт-сезона. Вместе с весною в Минск прилетят изобретения Леонардо да Винчи – проект-сенсация, оценённый по обе стороны экватора.
Подписывайтесь на нас в Telegram