История спасения белорусских водителей из горячей точки на Украине. Репортаж ОНТ

Двое белорусских водителей застряли в Украине в самый разгар боевых действий. Изнанку войны они увидели своими глазами, и теперь точно знают, что такое дальний бой

История спасения белорусских водителей из горячей точки на Украине. Репортаж ОНТ

В дороге, конечно, случается всякое. Кому как дальнобойщикам этого не знать! Но попасть фактически в плен у соседей – вот это уже тянет на целый сериал. Двое белорусских водителей застряли в Украине в самый разгар боевых действий. Изнанку войны они увидели своими глазами, и теперь точно знают, что такое дальний бой. Доставать ребят пришлось усилиями дипломатов. В этой истории столько невероятных сюжетных поворотов, что едва уместится в целый блог.


Анталия, Турция. Фрукты-овощи, разгрузись/загрузились и в путь – обычное дело для дальнобойщика. Этим и и живут два белоруса – Олег и Владислав.   

Как в воду глядели. Пока шел паром, буря разбушевалась на суше. О начале специальной военной операции на Украине узнали уже в порту. Паспортный контроль. Машины еще успели досмотреть, остальные службы уже не работали. Нужно ехать. Выгрузку никто не отменял.

Владислав Болотников, дальнобойщик: «У меня груз был грейпфруты на Беларусь, транзит через Украину – ни гарантийщиков, ни брокеров, никого нету, все уже убежали. В тот же момент нельзя выехать из порта, потому что ты – неоформленный».

Владислава не выпускали. У Олега конечная точка – Николаев. Ему добро дали. На дорогах – никого, только блокпосты.

В Николаеве никто не встречал. Позвонил Влад – в Одессе тоже неспокойно. У него конфисковали груз. Олегу повезло больше – он выгрузился.

Неподалеку стоянка, но на душе было неспокойно – уехал подальше. И не зря – ровно туда, где была военная техника, прилетела ракета.

Нужно еще как-то попасть к Владу в Одессу, оставлять товарища одного Олег не собирался. Ехал днем, ночью не рисковал – могли спутать с военной техникой, и поминай, как звали. Обошлось.

Мир не без добрых людей – помогли дальнобойщики из Одессы. Организовали стоянку, быт... Не теряя оптимизма, стали пережидать.

Олег Карпович, дальнобойщик: «Никакого предвзятого отношения к нам не было. Даже были волонтеры украинские, говорили, что для нас нет разницы, какой человек попал в беду. Естественно, мы тоже им помогали, чем могли».

Дни, недели, месяцы. Ждали удобного случая, чтобы уехать. Был еще один белорус – Александр из Пинска. За неделю до Пасхи он собрался домой без машины. Ждет беременная жена. Рискнул. На границе узнали по базам, что въезжал-то он на груженой медикаментами фуре. Цена груза – 700 тысяч евро.  

Олег Карпович, дальнобойщик: «Хорошо отпрессовали, ему пришлось сказать, где машина находится. В результате, в час ночи к нам на стоянку заваливает таможня, пограничнику, ВСУшники, СБУшники, мы думали, что за нами приедут, но забрали чисто его машину с грузом. К нам были некоторые вопросы. Как-то мы их в результате разговора перестали интересовать. Через определенное время еще раз ВСУшник приехал, мол, мне надо забрать одну машину возить броню. Я говорю, а кто тебе ее отдаст? Она сгорит, но ты ее не получишь».

После этого больше никто не приходил. Белорусы решили – домой вернутся только на своих машинах. И тут на удачу – зерновая сделка с Украиной. Грузовики попросту перестали досматривать. Надо действовать. Марш-бросок. Чудом проскочили блокпосты и даже паспортный контроль.   

Погранпереход. За шлагбаумом – Молдова. Еще чуть-чуть, и... вдруг украинские пограничники спохватились – мол, «вы как сюда попали»? Проглядеть два больших грузовика с белорусами за рулем. Запугать не вышло – смеются-улыбаются.

Владислав Болотников, дальнобойщик: «Надежда умирает последней, как говорится. Надо во всех каких-то негативных ситуаций находить положительные стороны и смотреть на это немножко с позитивом, надеяться, что все будет хорошо».

На нейтральную территорию белорусам удалось попасть, но так просто отпускать их не собирались. Сперва украинские таможенники, по словам дальнобойщиков, просили взятку (10 тысяч долларов), но путем нехитрых математических вычислений сообразили, что две фуры – це набагато бiльше. Документы забрали. И давай – то уговорами, то угрозами – вынуждать белорусов перегнать машины на украинскую территорию. Наши – ни в какую. Откуда-то даже появился акт о задержании транспортных средств…

Те – были вынуждены переводить. Стало ясно – не отстанут.

На угрозы отреагировала полиция Молдовы – ни белорусов, ни грузовики никто не тронет. Фуры отгородили полицейской машиной и шипами. Всё это время за ситуацией следили и в Минске. МИД Беларуси вел кропотливую работу вдали от посторонних глаз.

Анатолий Глаз, официальный представитель МИД Беларуси: «Они обратились к нам 25-го февраля. В апреле, когда мы занимались эвакуацией большой группы, была возможность их вытянуть, но только без машин. Они отказались, предприняли попытку выехать самостоятельно, где их и задержали. Сказали: идете в Молдову без машин. Они отказались это сделать, настояли на своем, как волевые, твердые, правильные мужики, белорусские мужики, сапраўдныя беларусы».    

Но психологическое давление не прекращалось. Люди в форме со стороны Украины запрещали даже ходить в туалет, а молдавским волонтерам – приносить еду.   

Снова – дни, недели, месяцы. Суд при таможне решил – машины конфисковать. Адвоката даже не слушали. Белорусы подали апелляцию. Снова суд. Наступил декабрь. А там и Новый год под речь Президента. Парни не отчаивались...    

Антироссийская истерия, говорят дальнобойщики, затронула лишь часть Украины. На Востоке – другие настроения.

Олег Карпович, дальнобойщик: «80% населения, с которым я встречался и общался – очень много людей – хотят, чтобы это все закончилось, хотят, чтобы эта часть отошла к исконно русским территориям. Очень жесткое вручение повесток, везде людей вылавливают – в магазинах, на дороге. Просто понимаешь, какой бред они несут, в десять раз больше накаляют ситуацию».

Много чего видели своими глазами и последствия обстрелов, в том числе. Говорят, воюют в Украине не только танками и ракетами. Борьба идет за умы. Буквально.

Владислав Болотников, дальнобойщик: «Российские ракеты летели точно в цель – в воинскую часть, по каким-то режимным объектам. А все вот эти ракеты – вот если даже взять Одессу рядышком, где находились – были попадания по жилым домам, как говорят, это все были попадания от ПВО».

Вот уж точно «кому война, а кому – мать родная». Ситуация на границе очень ярко иллюстрирует эту фразу.

Тем временем белорусские дипломаты продолжали работать вместе с молдавскими коллегами, чтобы помочь нашим соотечественникам отстоять их законные права.

Светлана Карпушина, советник Посольства Беларуси в Молдове: «Мы максимально задействовали все структуры с молдавской стороны, которые хоть как-то, хоть минимально могли повлиять на соблюдения этого статус-кво, чтобы транспорт никуда не перемещался и находился на территории совместного контроля. И это уже была такая косвенная безопасность и для транспорта, и для наших ребят».

Финальный суд состоялся 19 января. Вердикт – штраф: 8,5 тысяч долларов. Грузовики отстояли. Но как оплатить штраф? Вот что рассказал адвокат. И так еще месяц.

Весну встретили уже в Кишиневе. Визы и другие документы получили по дипломатической почте из Беларуси. Попрощались с сотрудниками посольства, и в путь.  

Владислав Болотников, дальнобойщик: «Сейчас это вот все вспоминаешь, и такое чувство, что это все было не с тобой, а с кем-то другим. Как говорится, год на море были, и ни разу на море не сходили».

Желание одно поскорее вернуться домой, собрать родных за большим столом. Соскучились. Но впереди дальняя дорога – сейчас в Турции. По пути загрузились, чтобы хоть как-то компенсировать штраф. Работа для них так и останется работой. Изменится разве что маршрут.

Подписывайтесь на нас в Telegram