«Штурмом Зимнего» начался этот день в Эрмитаже. Залы музея век спустя заняли вооружённые большевики. Среди героев главного проекта к столетию Октябрьской революции замечены и этнические белорусы.
Со стороны Дворцовой площади туристы сегодня стоят часами, чтобы попасть в Зимний – за двести пятьдесят рублей (около девяти белорусских), а не как матросы в знаменитой киноэпопее Эйзенштейна. Впрочем, и в ночь по старому стилю с 25-го на 26-е октября 1917 никто Главные ворота не штурмовал. Создать символ поверженного самодержавия от режиссёра потребовали большевики. Они-то вошли через другую дверь.
Елена Соломаха, куратор выставки: «Государственный архив Российской Федерации пошёл навстречу Государственному Эрмитажу, и сделал невероятное: мы получили отречение, которое никогда не покидало стен архива, Николая Второго – самое главное, документ передачи власти Великому князю Михаилу. Потому что именно на этом документе закончилась история российской монархии».
Впервые посетителей встречают в Эрмитаже агитационными плакатами («издания свободы», сказали бы век назад в мятежном Петрограде). Основная экспозиция о том, что в 1917 году «История создавалась здесь», сейчас во всех парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца. Эксперты отмечают: столь «революционной ситуации» в российских музеях не было с 70-летия Октября.
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Мы не можем говорить о войне сейчас, как об истории, в Беларуси и России. Не можем говорить о 30-х годах без эмоций. А здесь мы можем показать атмосферу, которая была. Атмосфера была полного хаоса. Зимний дворец тому пример: какие двери тут только не открывались».
Дизайн главной выставки века разработало нидерландское бюро. По мнению части учёных, а может революция была привнесена извне? Зато бесспорно, участие в штурме Зимнего принимали этнические белорусы. Самый известный наш «человек с ружьём» – Василий Купревич. Сын крестьян из-под Смолевич, в «старом мире» – матрос Балтийского флота, в «новом» – глава Академии наук БССР.
Елена Соломаха, куратор выставки: «Нам пришлось провести невероятно сложные работы по оборудованию Николаевского, Концертного, Аванц-зала. Плюс кино. Вы видели там семь фильмов. Каждая витрина – это тоже отдельная система».
Революцию сотрудники Эрмитажа не приняли. Ведь тогда на шедевры не просто дышали, личные комнаты царской семьи были разгромлены и разграблены. При этом все согласны, что присоединение к музею Зимнего дворца («революционное завоевание»), открывшее искусство массам. А что сейчас «сниться» крейсеру «Аврора», с холостого выстрела которого по Зимнему дворцу и началось событие, изменившее мир.
Юбилей Октября легендарный «крейсер утренней зари» встречает в статусе мультимедиа музея и первого корабля Военно-морского флота России – на вечном приколе у Петроградской набережной. Эта броня, по-прежнему, крепка. После ремонта «Аврора» снова может стрелять. Правда, только по особым случаям.
Подписывайтесь на нас в Telegram