На календаре весна. И хотя за окнами пока снег, начало посевной не за горами. А значит, и спрос на удобрения тоже будет расти. Эту причинно-следственную связь, эти практически природные законы не в силах отменить никакие искусственные политические барьеры.
На практике это означает, что если наше предприятие «Гродно Азот» производит качественные и доступные удобрения, то на них будет спрос. В том числе и со стороны западных покупателей. И как бы, скажем, наш сосед Вильнюс при помощи беглых ни старался нарушить и разрушить каналы поставок, все равно спрос будет рождать новые способы продаж и поставок.
Это как река: перекроешь в одном месте – вода найдет новое русло, потому что таковы законы природы. Они сильнее искусственных санкций, потому что людям надо получать хороший урожай. Но кто мутит воду на теме удобрений и почему в Вильнюсе сели в лужу?
Если по-простому, то историю с карбамидом можно назвать «курам на смех». Если официально – «юридический беспредел». В феврале Вильнюс браво отрапортовал: на границе задержан груз из Беларуси. Пара фур и 15 железнодорожных вагонов.
Эта история все больше набирает оборот, и уже сами литовские власти не знают, как из нее выпутаться.
Суть такова: белорусские азотные удобрения всегда пользовались спросом на Западе. И цена устраивала, и логистика удобная. Одним из производителей карбамида, а без него не будет урожая, является «Гродно Азот», против которого Евросоюз ввел санкции. И когда литовские власти задержали груз, то объявили, что это попытка обойти санкции. Но вот незадача – «Гродно Азот» ни по документам не проходит, ни отношения к грузу не имеет.
Алексей Стречень, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам предприятия «Гродно Азот»: «Две недели прошло, там разбирательства, но скажем так, "Гродно Азот" никогда не работал не в рамках закона. Т.е. юридическая чистота обеспечена. Ну, расследование подтвердит это».
Действительно, поставкой карбамида за рубеж занимался не «Гродно Азот», а белорусская компания «Техноспецтрейдинг». Они и производят, и торгуют. И им тоже непонятно, а какие претензии?
Дмитрий Гошко, директор компании «Техноспецтрейдинг»: «Наша компания не входит в списки санкционных предприятий. Мы являемся производителем широкого спектра азотных удобрений. Имеем сертификаты собственного производства, выданные Белорусской торгово-промышленной палатой. Нами разработаны собственные технические условия. Также имеется генеральная лицензия на экспорт. И мы уже достаточно длительное время реализуем свою продукцию как в страны Дальнего зарубежья, так и в страны Европейского союза».
Но Вильнюс сначала сделал, а потом подумал. Ведь и сами азотные удобрения – они же тоже не под санкциями! А значит, их ввозить можно. Задержали? Убедились? Теперь придется желать доброго пути, ведь европейские законы не нарушены. Как бы в Литве ни хотели уколоть Беларусь и как бы ни хотели этого беглые – те самые из числа бывших работников «Гродно Азот», которые активно содействовали, чтобы груз задержали. На заводе их откровенно ненавидят.
Возмущение заводчан понять можно. Пока они работают, им из-за бугра откровенно гадят. Их беглых не заботит, что будет с заводчанами, их семьями и детьми. А люди на «Азоте» не хотят терять свое, тем более, им есть что терять.
Кстати, соцпакет на одного работника «Гродно Азот» составляет 3600 рублей и в 12 раз превосходит ежегодный личный взнос. Это и медстраховка, где есть своя стоматология, и санатории, и льготы, и скидки, и с жильем помогут. Потерять это все?
Но самое интересное в этой ситуации то, что Евросоюз оказался умнее Литвы. В Брюсселе понимают – весна, фермерам надо сеять, а цены на удобрения у своих в несколько раз выше, чем у Беларуси. Кому нужны голодные бунты?
Рикард Юзвяк, журналист «Радио Свобода» в Брюсселе: «На исключении белорусских удобрений из нового санкционного списка Евросоюза настаивают Бельгия, Нидерланды, Франция и Португалия. Ключевую роль тут играет Португалия, которая проводит интересы Бразилии».
В глупейшей ситуации оказалась Литва. И потому что задержанный незаконно груз отпускать надо. И потому что Вильнюс, может, в Брюсселе и слышат, но голос Литвы все меньше и меньше что-то значит.
Подписывайтесь на нас в Telegram