История протеста: с чего начинались и чем грозят теперь беспорядки в США и ЕС?

История протеста: с чего начинались и чем грозят теперь беспорядки в США и ЕС?

К чему приводит хаос и беззаконие, мы видим на примере уличных боев в Америке и отдельных европейских странах. Как быстро плакаты с мирными лозунгами трансформировались в молотки, биты, зажигательные коктейли и даже огнестрельное оружие? И сегодня уже почти никто не вспоминает имя Джорджа Флойда – того самого, из-за гибели которого демонстранты вышли на улицы два месяца назад. О каком протесте против расизма может идти речь, если, как сообщает американский информационный канал FOX News, на днях в Милуоки вооруженные боевики казнили чернокожего сторонника Трампа прямо перед его собственным офисом. И сегодня американская полиция уже не преклоняет колено, но и не в силах справится с протестной машиной.  К наведению порядка в городах подключили федералов. И те не церемонятся, многие прошли боевое крещение в Ираке и Афганистане.


Соединённые Штаты взбунтовались два месяца назад, после того как полицейский при задержании удушающим приёмом убил темнокожего Джорджа Флойда. Волна антирасистских протестов охватила все континенты, но самые жёсткие выступления прокатились по США. Через какое-то время американским властям удалось остудить пыл протестующих, но Портленд по-прежнему остаётся горячей точкой на карте американских Штатов. Там предприняты попытки атаки на федеральный суд, который протестующие буквально взяли в осаду. В ситуацию вмешался президент США, который выступил практически с ультиматумом: если местные власти не смогут навести порядок, за дело возьмётся Национальная гвардия. 

Дональд Трамп, президент США: «Мы прямо сейчас говорим этим протестующим, что многие из них должны давно быть арестованы, потому что это профессиональные агитаторы, это профессиональные анархисты, это люди, которые ненавидят нашу страну. Мы говорим им прямо сейчас, что мы придём очень скоро. Национальная гвардия – это много жёстких парней. И это не секьюрити, которые должны охранять здание суда и спасать его. Это люди, которым разрешено идти вперед и делать то, что они должны делать». 

Дональд Трамп уже давно говорит прямым текстом: на любую силу всегда найдётся государственная сила. Видеокадры наведения порядка на американских улицах бьют все рекорды по просмотрам, по масштабами, по жестокости.

Полицейский в США всегда считался символом закона. И не только нападение, но даже оскорбление человека в форме американский уголовный кодекс трактует как тяжкое преступление. Тюремный срок можно получить даже за факт нахождения на незаконной акции. Но хаос, который посеяло на улицах нынешнее неконтролируемое движение, заставило Белый дом ужесточать и без того жёсткие меры. Американский телеканал CNN опубликовал аудиозапись, которая просочилась в прессу с закрытого совещания Дональда Трампа с силовиками.

Дональд Трамп, президент США: «Вы должны арестовывать людей, вы должны отслеживать людей, вы должны сажать их в тюрьму на 10 лет, и тогда вы больше никогда не увидите этого. Вы обязаны доминировать. Если вы не доминируете, то напрасно тратите время. О вас вытрут ноги, а вы будете выглядеть как кучка придурков».

Масло в огонь подлило и заявление Трампа о его желании перенести выборы с 3 ноября на более поздний срок из-за коронавируса и беспорядков, ведь многим придётся голосовать по почте, что даст повод для манипуляций.   Оппоненты называют Трампа самой большой угрозой демократии и прямо обвиняют президента США в использовании грубой силы в своей предвыборной борьбе, которой он сводит счёты с неугодными и неподчиняющимися ему губернаторами.

Глава Белого дома в ответ критикует местные власти за неспособность защитить города от погромов, мародёров и беспорядков, напоминая, что на американской карте полыхнуло больше двух тысяч населённых пунктов. Раненых уже никто не считает, десятки погибших и со стороны протестующих и в рядах полицейских.

По брутальности действий американским силовикам не уступают бойцы силовых подразделений Гонконга. Митинги, которые уже больше года продолжаются в этом особом, относительно независимом, административном районе Китая после попытки принятия закона об экстрадиции, то и дело перерастают в невиданные до этого беспорядки и настоящие боестолкновения с полицией. 

Те, кто следил за развитием событий видели, как разрасталось присутствие силовиков на улицах: от обычного наблюдения и невмешательства до применения всего арсенала спецсредств. В эти моменты ожесточённые уличные бои больше напоминают кадры из голливудских боевиков.

Силовиков обвиняли то в чрезмерной жестокости, то в неспособности навести порядок в городе. Поводом для массовой критики стали стычки демонстрантов с так называемыми «белыми майками» – группировками, причисляемыми к неформальным сторонникам власти, которые атаковали митингующих при попустительстве стражей порядка. Полицейские заявляли, что у них просто не хватает ресурсов, чтобы сдерживать многотысячные толпы, и даже опубликовали открытое письмо обществу в свою защиту.

Примеры США и Гонконга заставили многие мировые правительства ужесточать свои подходы к поддержанию порядка. Это уже Франция – страна, где права на митинги и демонстрации не просто прописаны в основном законе – это в крови наследников великих революций. Конечно, мы будем протестовать, пока будем видеть, что наши требования не выполняют ни Макрон, ни его чиновники. 

Недовольство повышением цен на топливо, а затем и реформами президента Макрона вылилось на улицы и площади французских городов в движение, которое из-за общего цвета одежды прозвали «Жёлтыми жилетами».

Почти два года, практически каждую субботу они выходят на городские улицы, и редкий митинг обходится простыми речёвками. Дубинки, водомёты, резиновые пули и газовые гранаты. Полицейские, жандармерия или спецподразделения в гражданской одежде без опознавательных знаков, которые появляются из ниоткуда и наводят панику на буйных демонстрантов.  

Французская полиция может применять силу даже вне официальных акций. Для того чтобы разогнать подозрительную группу людей, хватает двух предупреждений с требованием разойтись. Ведь, как правило, там, где есть место массовому протесту, обязательно появятся те, кто выходит в толпу, чтобы громить магазины или сводить личные счёты со стражами порядка. 

«Защитить тех, кто защищает республику»: так проект поправки к национальному закону назвал французский сенатор Жан-Пьер Гранд. Политик предложил вообще запретить съёмку и распространение фото и видео полицейских за их работой. Речь не только о средствах массовой информации, но и о рядовых пользователях соцсетей. За публикацию штраф в €15 тыс. или год тюрьмы.   

И, конечно же, Греция. Ещё одна страна Евросоюза, где демонстрации являются едва ли не национальным символом, радикально ужесточила правила уличных акций. Теперь только после подачи заявки и с полной ответственностью организаторов за безопасность и любой ущерб государственной или частной собственности. И главное – если власти понимают, что разрешённая ими акция может спровоцировать беспорядки, её могут запретить даже за 10 минут до начала. 

Кириакос Мицотакис, премьер-министр Греции: «Свобода – это не только протест. Для кого-то это возможность добраться до больницы, добраться до своей работы, до своего дома или выйти на прогулку со своими детьми. Это право не менее важно, чем право на демонстрацию. В условиях демократии права одних не должны отменять права других».

Самые широкие права для разгона демонстраций в Европе, пожалуй, имеют полицейские Германии. Закон разрешает им, не особо задумываясь, использовать физическую силу, спецсредства или огнестрельное оружие. За нападение на полицейского во время его работы – до пяти лет тюрьмы. Этот закон немецкие депутаты приняли два года назад. Британия – уголовный кодекс позволяет наказывать организаторов массовых беспорядков заключением до 10 лет, Швеция – до четырех, Финляндия – до трех. 

Джеймс Шерп, экс-депутат Национального парламента Нидерландов: «Почти 20 лет в своё время я прожил в Венгрии, в Будапеште, и я видел вокруг людей, которые уважают закон и власть. У меня две дочки, и для меня главным показателем порядка был тот факт, что они ночью самостоятельно могли вернуться домой пешком, что трудно себе представь, например, здесь, в Бельгии. Если говорить о свободе – для меня это равенство и равноправие. Если одни имеют право на демонстрации, то другие имеют такое же право на спокойствие».

Франк Крейелман, экс-депутат Национального парламента Бельгии: «Если на улицах агрессоры, если там хулиганы, которые начали беспорядки и не уважают права других людей, полиция обязана принимать меры. Если этого не делать вовремя, как это иногда бывает, в том числе и в Западной Европе, это, как правило, приводит к неуважению самой полиции, а значит, и власти, и этим пытаются пользоваться. Они забрали наши деньги, и мы пришли высказать своё недовольство правительству. Вот поэтому мы здесь».  

Это интервью бельгийский пожарный даёт на акции протеста против изменений в правилах оплаты больничных. Тот случай, когда они, может, и пошумели, но без столкновений и погромов. Лучше всего миссию человека в форме понимает человек в форме. Смартфоны, соцсети, видеосервисы и безответственные пользователи – именно они, по мнению полицейских профсоюзов, сегодня представляют из себя главные угрозы любой правоохранительной системе. Шум в Сети может и спровоцировать беспорядки, и стать главным доказательством вины самих провокаторов.

Подписывайтесь на нас в Telegram