Александр Лукашенко по образованию историк – а потому предмет знает на отлично. Но главная ценность знаний от Президента в том, что он был не просто свидетелем многих исторических событий, а их инициатором и вдохновителем. Здесь и ставка на развитие крепкого агропрома, и запуск АЭС. Это национальные грани развития страны. В более широком смысле Минск выступает за интеграцию на постсоветском пространстве – отсюда активная позиция в Евразийском союзе. То есть больше всего повезло той молодежи, которая была во Дворце Независимости – ведь можно и нужно было задавать вопросы. Хотя приходилось и отвечать Президенту. Для некоторых получился тот еще старт учебного года!
Что касается итогов, то Александр Лукашенко хотел донести и закрепить понимание того, что у нас есть своя страна, мы за неё в ответе, никто, кроме нас, ее не сделает лучше. И да, у нас, белорусов, долгая и древняя история. И мы здесь пустили глубокие корни. Потому готовы отстаивать свою независимость. Игорь Тур расскажет про диалог поколений и исторический урок – и здесь речь не столько про предмет, сколько про его значение. Впрочем, и форма общения была также необычной.
Любая попытка коротко пересказать четырехчасовой урок обречена если не на провал, то на существенную потерю КПД. Поэтому, если кто еще не посмотрел, – добро пожаловать на YouTube-канал ОНТ. Но это все был урок для детей. Которые привыкли разбивать массивную информацию на фрагменты и запоминать самое яркое.
Фраза Александра Лукашенко «Никакого тоталитаризма!» вполне могла бы появиться на кепке или футболке в магазине мерча от Первого... Тоталитаризма на лекции не было настолько, что в какой-то момент урок превратился в пресс-конференцию. А хулиганы времен школьных лет хорошо знают: если бесконечно задавать учителю вопросы, тогда он до звонка не успеет никого вызвать к доске. Но есть нюанс – звонок если и был запланирован, то, как обычно, для учителя.
Первыми на вопросы отвечали взрослые – и в это время Лукашенко больше внимания обращал на детскую аудиторию: как они реагируют, реагируют ли вообще, интересно ли им, понимают ли они все, о чем идет речь? Ребята в дворцовом классе были разными – и те, кто в школе сидит на первой парте и пишет на контрольной оба варианта, и те, кто с галерки и нет-нет да и попросят списать. Мы, белорусы, разные. Но у нас единая история – и вот Президент начал лекцию. О том, что история всегда рассматривается в контексте сегодняшних политических реалий.
А дальше в этой лекции случилось то, чего в целом не хватает нашей системе школьного образования с ее ориентацией на централизованное тестирование. Автор этого репортажа относит себя к противникам ЦТ, и замечательно, что в компании с ним – лично Президент. Дети, которые сегодня учат историю, чтобы сдать ЦТ с вариантами ответа, конечно, могут выучить все. И потрясающе хорошо знать все даты, хронологию событий и действующих лиц.
Но функционал ЦТ на этом останавливается. А как же вопросы «а почему так случилось?», «почему именно так, а не иначе?», «могло ли случиться как-то по-другому?» – то есть размышления на основе знаний, анализ, вывод и создание новой мысли ЦТ не требует. Как и не требует размышлений о параллелях происходящих событий тогда и сегодня.
Или вот, например, наша история в составе Российской Империи. Есть каноническое преподавание школьной программы, где плюсы для народа на территории Беларуси и минусы. Но картина целиком, если к истории добавить и политику, гораздо шире.
Дальше учитель перешел к советскому периоду. Как помнится, в школе очень много было ключевых дат, хронологии и действующих лиц. Но история всегда идет в связке с политикой, а история такой страны, как СССР, должна преподаваться и с элементами большой геополитики. Да, не все было сладко в то время. Но Советский Союз уравновешивал весь мир. И благодаря ему неких новых исторических дат (я про трагические типа начала войн) и не случилось в мировой истории.
Или вот история новейшая – но та, которая началась не в феврале 2022-го, а гораздо раньше. У меня есть большие сомнения, что, выучив все ключевые даты последних 10 лет в нашем регионе, совершенно все выпускники смогут прийти и к такому, совершенно логичному и базовому выводу.
А дальше Александр Григорьевич уделил особое внимание тому, что наверняка есть в исторических вузах, но чего, возможно, не хватает на школьных уроках. И это – политическая аналитика современной мировой истории. Хотя по-старому это можно было бы назвать и политинформацией.
И уже затем начались вопросы от класса и ответы от учителя. Они были разными и по содержанию, и по форме, и по глубине мысли. Но был один диалог, в котором практически не было истории, но в котором заложено уж очень много. Тут и политология, и журналистика, и медицина с экономикой, и привычная, но во многом и главная проблема отцов и детей.
Наверное, не все, но многие помнят себя в позднем школьном возрасте или раннем студенчестве. Когда природа требует бунтовать против всего, что говорят и делают взрослые, со старта, даже не особо разбираясь, хорошо делают взрослые или нет. Другое дело, что сегодня инструментарий выражения этого юношеского бунта куда шире, чем 20 и особенно 30 лет назад. Как говорил Черчилль, «кто в молодости не был либералом – у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором – у того нет ума». И наша задача – дать горящим либеральным сердцам знания. Чтобы они потом, со временем, сами пришли к консерватизму.
Но пока эти юные сердца горят, мы должны их не гасить, а учить, беречь и защищать, стойко перенося все тяготы и лишения государственной службы. Ведь эти дети – наши. Все они.
Подписывайтесь на нас в Telegram