Историческая встреча: саммит «нормандской четвёрки» в Минске может стать началом установления мира в Украине

Из состоявшихся в этом формате переговоров за последние полгода – это первые, которые закончились не просто результативно, а, можно даже сказать, успешно. Подписано два документа.

Из состоявшихся в этом формате переговоров за последние полгода – это первые, которые закончились не просто результативно, а, можно даже сказать, успешно. Подписано два документа.

Главное, чего удалось добиться переговорщикам (а это президенты Франции, России, Украины и канцлер Германии) – прекращения огня на Донбассе с 0 часов 15 февраля и отвода тяжёлых вооружений. Переговоры были нелёгкими. Длились 16 часов. Но в результате свою роль в деле урегулирования украинского конфликта Минск выполнил.

Такого долгого и утомительного ожидания, пожалуй, не припомнят самые бывалые журналисты. Редакции по всему миру ждут новостей из Минска, но выдать в эфир, на ленты информагентств или на страницы газет нечего. «Нормандская четвёрка» 16 часов держит в неведении журналистов и без преувеличения весь мир. Вечер, ночь, утро. Одни посменно несут вахту возле дверей, другие заводят будильники каждые двадцать минут. Кто-то не выдерживает такого марафона и просто проваливается в сон.

Ничего не стало понятней, даже когда в Минске стало светло. Снова томительное ожидание – договорятся или нет? Что дальше – долгожданный мир или снова война? Часы показывали уже полдень нового дня, а политики всё не выходили.

С ведущим канала «Россия» и грузинской журналисткой канала «Рустави-2» мы полтора часа делили один квадратный метр. У девушки с Кавказа – это первое такое боевое крещение, а опытный российский журналист теперь запомнит Минск навсегда – есть рекорд.

А начиналось всё более чем бодро. Первыми минский аэропорт принял сразу два лайнера с запада. Визит Франсуа Олланда и Ангелы Меркель в Беларусь войдёт в историю и как первый за время дипломатии Беларуси с Францией и Германией, и за время «нормандского формата». Ведь предыдущие две встречи четырёх сторон результат не принесли. Особые надежды на Минск были у Петра Порошенко. Едва лайнер коснулся взлётной полосы, украинский президент сразу же направился во Дворец Независимости. Там встретился с Александром Лукашенко тет-а-тет и достаточно эмоционально, но ёмко обозначил, чего хочет Украина.

Хотят ли русские войны? Прилетевший вскоре Владимир Путин своим видом показывал, а глава российского МИДа Сергей Лавров накануне и рассказывал, что Россия выступает за скорейший мир на Донбассе. Ещё до самих переговоров информированные источники говорили, что каждый в Минск прилетел со своими условиями. Евросоюз выработал дорожную карту к миру, Украина в лице Порошенко назвала свои требования, Россия пока отмалчивалась.

Александр Лукашенко встречал всех участников переговоров лично на красной дорожке. Крепкие рукопожатия для мужчин и букет цветов для Ангелы Меркель. Немецкий канцлер хороший тон оценила хорошим настроением.

На часах – восемь вечера, и политики направляются на переговоры в узком составе. Беседа в таком формате обычно предусматривает непродолжительный обмен мнениями, но здесь затянулась на два часа.

Первый звоночек о том, что предстоят долгие и серьёзные переговоры, прозвучал, когда главы страны вышли из зала в холл и сфотографировались на фоне флагов. Журналисты ожидали, что вот-вот прозвучит заявление о мире, тем более что настроение абсолютно у всех политиков было в тот момент благодушное, но они снова уходят. Уже для переговоров в расширенном составе.

Всего во Дворце Независимости политики провели более 16 часов. Всё это время, нет сомнений, спорили, где-то уступали друг другу, где-то выдвигали ультиматумы. Но всё-таки договорились и вскоре появились перед прессой.

Главный итог минских переговоров – принята Декларация. Три президента и канцлер поставили свои подписи и оформили комплекс мер по выполнению Минских соглашений. О них ещё в сентябре 2014 года договорилась контактная группа, но, увы, соглашения тогда не выполнялись. В документе на четырёх страницах – также 11 пунктов того, что воющие стороны должны сделать в первую очередь. Главное – прекращение огня в Донецкой и Луганской областях с 0 часов 15 февраля (это уже в воскресенье). После этого противники отведут на равное расстояние тяжёлое вооружение. На это дали две недели. Появится своеобразная буферная зона, шириной от 50 до 140 километров. И вот очень важный момент – мониторингом и проверкой прекращения огня будет заниматься ОБСЕ. 

Появится амнистия и помилование – их введут специальным законом. Будет запрещено преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. В самой стране к концу года должны провести конституционную реформу, а с её территории вывести все иностранные вооружения, формирования, технику и наемников. Появится и постоянный закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Там же органы самоуправления будут участвовать в назначении прокуроров и судей, создании отрядов народной милиции. А особый статус отдельных районов юго-востока Украины должен предусматривать право на языковое определение и трансграничное сотрудничество с регионами России. Каждый из политиков сразу же прокомментировал весь «нормандский формат» в минских стенах.

Но согласятся ли с таким мирным планом главы Донецкой и Луганской народной республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий? Такое опасение было до встречи, но спустя час руководители ДНР и ЛНР (они тоже провели прошлую ночь в Минске) пусть и не сразу, но подписали документ от «нормандской четвёрки». Таким образом, усилия контактной группы и «нормандской четвёрки» трансформировались в серьёзный документ.

За прошедшие сутки в Минске устали все: и политики, и делегации, и эксперты, и журналисты. Но насколько чувствуется усталость от войн, наверное, лучше спросить тех, кто живёт на юго-востоке Украины. И Декларация – первый шаг к настоящему миру. Только вот станет ли теория практикой? Безусловно, каждая из сторон во Дворце Независимости на это рассчитывает.

Несколько задумчивыми и озабочёнными прощались с Александром Лукашенко Владимир Путин и Пётр Порошенко – видно, что переговоры дались им непросто. Зато европейские политики покидали Дворец Независимости совсем в другом, более радушном настроении. Ангела Меркель о чём-то долго разговаривала с белорусским Президентом. Да так, что Франсуа Олланду пришлось приложить руку и поторопить коллегу. Ведь задержавшись в Минске, европейские политики опаздывали на саммит ЕС в Брюсселе, где ждали только их и президента Украины.

Главная надежда на то, что Декларация будет исполнена – в участниках переговоров. Авторитет политиков высок, и это можно считать дополнительной гарантией. Впрочем, теперь уже и дополнительной ответственностью. А вот Минск за организацию встречи, несомненно, в ближайшее время получит благосклонность не только прессы, но и ВИП-персон. Иногда казалось, что белорусы больше других участников переговоров хотят мира на Донбассе.

Флаги пяти стран во Дворце Независимости убирали в последнюю очередь. Пока решили оставить, словно символ того, как четыре страны смогли договориться, а пятая им в этом помогла. А отработавшие круглые сутки журналисты даже трансформировали Минск в «МИРСК». Но в своих статьях и сюжетах уже серьёзно уточняли – важно, чтобы закреплённая на бумаге Декларация воплотилась в реальной жизни.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram