Информационная агрессия – как противостоять вызовам и угрозам? Журналисты стран Содружества обсудили в Москве

Информационная агрессия – как противостоять вызовам и угрозам? Журналисты стран Содружества обсудили в Москве

Страны СНГ, а особенно Беларусь и Россия, столкнулись с полноценной информационной агрессией. Как противостоять вызовам и угрозам и у кого учиться: в Москве тему обсуждали сегодня журналисты стран Содружества. Как не потеряться в мутных сетях и когда микрофон становится оружием? 


То, что весь мир сейчас находится в состоянии войны, уже, похоже, ни для кого не новость. Точки горячих фаз известны, а вот виртуальное поле боя и информационные атаки – до сих пор вещь непредсказуемая. Журналисты, политики, эксперты из стран СНГ сегодня в Москве обсуждают именно гибридные конфликты, в которые втянуты сейчас абсолютно все. Опыт белорусских СМИ 2020 года для коллег как учебник.

Геннадий Давыдько, председатель комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, информационным технологиям и связи: «После августа 2020 года, когда произошел отсев, отбор, а потом еще произошла селекция дополнительная, это опыт, полученный в боях, он очень дорого стоит. Журналисты сегодня не просто описатели событий – это участники в большой-большой битве».

И на этом поле боя отличать правду от манипуляций теперь не искусство, а необходимая реальность. Их оружие – фейк, наше – антифейк.

Дмитрий Киселев, генеральный директор международной медиагруппы «Россия сегодня»: «Проверяем факты, всегда осторожно относимся, не паникуем, когда что-то появляется: ой-ой-ой. Мы понимаем, что все это может быть фейком. Потом проверяем и опять становимся на твердую почву фактов».

Согласно последним данным специалистов Лиги безопасного интернета, ежедневные расходы на кампанию по распространению дезинформации против России и Беларуси составляют $25 млн. С началом специальной военной операции – это заметит любой активный пользователь социальных сетей – видоизменились цели этой информационной войны. Если раньше важной была дестабилизация внутриполитической ситуации, создание протестных настроений, то сейчас организаторы этой пропаганды выбрали другой путь: пораженческие настроения из-за противостояния с Украиной и создание для Минска и Москвы образа враждебных всему миру и «нерукопожатных» государств.

В этой гибридной войне появился даже новый термин «инфодемия»: массированное распространение искаженной и недостоверной информации. Проще говоря, это медиавирус. Чем его ДНК страшнее, тем больший урон он наносит противнику. Недавние примеры: фейки о массовых убийствах в Буче, самоподрывы Донецка, поклонение якобы непобедимым «Байрактарам», провал российских военных на всех фронтах и тысячи пленных – для медиаврага важен не только сам факт насилия, но и нагнетание страха у обычных людей.

Итог таких атак: общее ощущение, что все пропало, правительства не справляются – повод для паники одних и возможность скрыть за инфошумом проблемы других.

Роман Бабаян, главный редактор радиостанции «Говорит Москва», телеведущий: «Когда человек, обычный обыватель, в какой-нибудь Италии, Австрии или еще где-то начинает привыкать под давлением инфопотока о том, что во всех бедах этого мира виноваты Россия, Путин, Лукашенко, Беларусь и т.д., этому человеку потом легко можно будет дать другую идею, например, о том, что необходимо с этим вселенским злом бороться».

Все это информационное давление происходит не только через традиционные СМИ, но и через западные онлайн-площадки. Россия первой на пространстве СНГ решилась на блокировку Facebook и Instagram. Но остаются ключевые рупоры – YouTube и Google. Ни пробелорусская, ни пророссийская точки зрения на этих платформах практически не представлена. Дальше – больше: противник уже пытается играть и на нашей виртуальной территории.

Трофим Татаренков, теле- и радиоведущий, автор программы «ИЗОЛЕНТА live»: «Сейчас часто сталкиваемся. Например, "ВКонтакте", давайте называть вещи своими именами. Там есть мы, но там есть и нацистские паблики. Спрашивается, почему они там есть? Ну, потому что мы свободная площадка. Такого быть не должно. Надо зачищать. Или "Яндекс.музыка". Нацистские песни или антипутинские песни. Почему они на российской площадке присутствуют? Надо зачищать».

А главное, не бояться обвинений в отсутствии свободы слова. Все равно не поверят.  Дезинформацией со стороны России и Беларуси бывшие западные партнеры именуют любую позицию, связанную с отстаиванием национальных интересов. Факты по посадке самолета Ryanair в Минске – дезинформация, создание Польшей миграционного кризиса на границе с Беларусью – дезинформация. Просьбы соблюдать международное право и не применять двойных стандартов – дезинформация, требование объективного расследования приписываемых России нарушений – опять дезинформация.

Мария Захарова, официальный представитель МИД России: «Это часть вот этой самой их агрессии: гибридной, разной в отношении нашей страны. Раньше они называли это политикой сдерживания, недопущения разрастания влияния, препятствование росту внутреннему, национальному и т.д. Теперь они перешли к открытым, ничем не прикрываемым акциям и действиям».

Эксперты уверены, что сегодня у СМИ Содружества есть средства и возможности переходить не только в контратаку, но и в наступление. Эта медиавойна надолго. Поэтому главное – это резюме медиафорума, – чтобы журналистам верил собственный зритель. Крепкий «тыл» – это сплоченное общество, которое сложно расколоть какими-либо медийными «вбросами».

Подписывайтесь на нас в Telegram