«Индустриальный пейзаж»

Беларусь готовится к визиту главы Китайской Народной Республики. Три дня в середине мая – такова предварительная договорённость по пребыванию высокого гостя. Для китайской дипломатии – случай крайне редкий. Сверхпрагматичные партнёры считают каждую минуту, просчитывают каждый шаг и, как правило, не задерживаются в гостях, подчёркивая, особенно в последнее десятилетие свою самодостаточность – мол, это мы вам нужны больше, чем вы нам.

Но здесь, без сомнения, случай особый. Речь не просто о деловой встрече, хотя экономика и бизнес-проекты – это, конечно, основа предстоящих переговоров. Налицо, если касаться взаимоотношений Александра Лукашенко и Си Цзиньпиня, дружеский характер визита. И всё это на фоне стратегических отношений Беларуси и Китая.

24 тысячи 700 километров – это расстояние от Минска до Магадана и обратно. В такую экспедицию зимой отправились водитель-журналист Дмитрий Новицкий и штурман-оператор Антон Шелкович. Цель – проверить в самых экстремальных условиях качество белорусско-китайского продукта – интернационального автомобиля Geely, собранного в Борисове.

Не самые ровные сибирские дороги, серпантины и температура до -50°C – шансы вернуться из такого путешествия без поломок были минимальны.

Дмитрий Новицкий, участник экспедиции, редактор журнала «Большой»: «Я не хочу её рекламировать, но сам я ожидал, что она не доедет. Ожидал, что где-то в Якутии в минус 50 она сломается, и мы получим сюжет о том, как мы ремонтируем машину в Якутии. Но этого приключения не случилось. Заводишь мотор, нажимаешь на газ и едешь».

За рулём – директор совместного предприятия «Белджи» Дмитрий Батраков, который одновременно демонстрирует и характеристики кроссовера, и территорию предприятия. Около 10 тысяч автомобилей здесь собрали в прошлом году, такой же план и на этот. Но уже к 2017-му построят новый завод: это будет совсем другое производство и другие модели.

Дмитрий Батраков, директор предприятия «Белджи»: «На этом предприятии только крупноузловая сборка. На новом предприятии будет полный цикл, там будут совершенно другие технологии: сварка, окраска, сборочный конвейер. Появятся новые белорусские комплектующие, новые рабочие места. Сегодня работают 250 человек, на новом предприятии будет 1200».

Стоимость проекта – $330 миллионов. Это прямые инвестиции Китая в белорусскую экономику. А вот другие примеры вложений: столичный микрорайон «Лебяжий», пятизвёздочная гостиница «Пекин». Ещё активнее Китай кредитует. Для Беларуси открыты линии на $14 миллиардов. Деньги идут на модернизацию энергетики: в Минске обновлены две ТЭЦ, мощнее стали Березовская и Лукомльская ГРЭС, строятся линии электропередачи от Белорусской атомной электростанции. В строительной сфере обновилась цементная промышленность, запущена вторая линия на Белорусском цементном заводе.

А вот что такое стратегический уровень партнёрства Беларуси и Китая, на практике должен продемонстрировать главный совместный проект – индустриальный парк «Великий камень». Под Минском уже строится целый город на 150 тысяч жителей с современными производствами. Пока что небольшая экскурсия по кварталам будущего «технополиса» от главы администрации парка Андрея Галя.

У этой (см. видео – прим.ред.) площадки в Смолевичском районе сразу несколько преимуществ: близость Национального аэропорта и автомагистрали Берлин – Москва. Совсем рядом Минск – с высоким кадровым потенциалом. В глобальном масштабе – центр Европы. И, конечно, бонусы – резиденты парка получают льготный налоговый климат. По формуле «10+10» компании на 10 лет освобождаются от налогов на прибыль, недвижимость и землю. Ещё 10 лет действует наполовину сниженная налоговая ставка.

«Великий камень» можно рассматривать как модель сотрудничества Беларуси и Китая. Здесь хорошо видны выгоды, которые получает каждая из сторон. Беларуси важны инвестиции, доступ к технологиям и дальнейшее их развитие, а также высокопроизводительные рабочие места. Для партнёров интересен выход на европейский сегмент рынка: в Азии Китай закрепился достаточно прочно, но в Европе на него смотрят с опаской, вполне справедливо остерегаясь конкуренции. И Беларусь может стать тем самым мостом, о котором часто говорят в контексте экономического диалога Востока и Запада.

«Великий камень» может стать звеном ещё одного глобального китайского проекта. В 2013 году Си Цзиньпин инициировал масштабную концепцию под названием «Пояс и Путь». Речь о возрождении на современном уровне древних маршрутов. По воде – программа «Морской путь XXI века» – и суше – в проекте «Экономический пояс Шёлкового пути» на смену караванам приходят локомотивы. На строительство транспортной инфраструктуры – портов, дорог, логистических центров – Китай готов выделить миллиарды долларов. Современный шёлковый путь пройдёт и через Беларусь. Возможно, поэтому Си Цзиньпин в последние полгода трижды обращался к «Великому камню». Об этом рассказал замминистра коммерции Китая на встрече с Президентом Беларуси.

Чжун Шань возглавляет торгово-экономическую делегацию по подготовке визита в Минск председателя КНР. Си Цзиньпина в Минске ожидают в первой половине мая. Будущую встречу Александр Лукашенко назвал беспрецедентной в контексте готовящихся договоров, проектов и ожидаемых итогов.

Чжун Шань, заместитель министра коммерции Китайской Народной Республики: «Хочу подчеркнуть, что за последние полгода Си Цзиньпин трижды давал указания по определению целей, направлений и стратегии развития “Великого камня”. Это крупнейший совместный проект, который запустили Вы и председатель КНР, исходя из стратегического уровня отношений между нашими странами. Это и пилотный проект и для концепции “Экономический пояс Шёлкового пути”».

Сразу после встречи с китайским гостем Александр Лукашенко собрал экономический штаб, чтобы проанализировать выполнение совместных программ. Не все из них выполнялись на должном уровне, и важно из ошибок извлечь уроки. Отдельное поручение Президент адресовал губернаторам, которым по аналогии с российскими регионами предстоит наладить сотрудничество с китайскими провинциями.

Беларусь в предыдущие годы подтвердила свою надёжность в политике, обязательность в экономике и совместных проектах, заслужив тем самым статус привилегированного партнёра Китая. Этим необходимо не только дорожить – важно, отмечают эксперты, также не упустить и преимуществ, которые открывают такое положение дел.

Подписывайтесь на нас в Telegram