Строительство дорог, инвестиции и транзит товаров. Ключевые темы II Форума регионов Беларуси и Украины

Беларусь – Украина: новые рекорды. Контракты на полмиллиарда долларов – таков промежуточный итог открывшегося сегодня II Форума регионов двух стран в Житомире. И это почти в четыре раза превышает сумму соглашений, подписанных год назад на первом форуме. 

Значит – формат работает и вовлекает в прямые торгово-экономические связи всё больше желающих. Главное тут – не препятствовать, но помогать бизнесу. Желание работать напрямую у регионов есть. Потенциал, признаются, огромный. Наметились и новые сферы сотрудничества. К слову, увесистый пакет соглашений подписан едва ли не в первые часы форума. Уже завтра к деловым кругам присоединятся президенты двух стран. И речь, наверняка, пойдёт не только о двустороннем сотрудничестве. Пока же всё больше об экономике.

От Гомеля до Житомира через Киев – 400 километров, так что комбайны на выставку могли бы добраться и своим ходом. Но эти, флагманские разработки, особо ценны – фактически всё новое решили показать именно здесь. При этом в Украине явно следят за новостями из Беларуси. Чуть ли не первый вопрос сегодня утром: «А где газовый комбайн, который вы показывали Александру Лукашенко?». 

И наоборот – за новостями из Украины следят в Беларуси. После того, как президентом здесь стал Зеленский, регионам страны обещана разумная экономическая децентрализация. То есть теперь не нужно будет через Киев решать, как, например, Запорожью потратить заработанные деньги. А у регионов Украины действительно разные потребности. 

Как раз стратегия официального Киева – «регионы, сотрудничайте напрямую!» – совпала с предложением, которое уже давно сгенерировал Минск. Пока нельзя сказать, что прямые контакты приносят экономикам двух стран миллиарды, но предпосылки для этого есть. Украинцам не нужно объяснять, что белорусское – это лучшее по соотношению «цена-качество».

Осталось все эти приятные впечатления о продукции друг друга законтрактировать – именно для этого второй раз и проводят Форум регионов. Ключевая теоретическая его часть – консультативный совет делового сотрудничества. Основные темы – транзит товаров и выполнение договоренностей в этой сфере, работа в трансграничных районах, инвестиции и свободный доступ к госзакупкам. По каким-то вопросам сегодня было жаркое обсуждение, другие – так и остались в виде монологов докладчиков, но для решения всех задач время есть. Вероятно, уже на третьем форуме компаний, заключающих конкретные договоры, будет больше.

Хотя и сегодня конкретики хватало. 40 рукопожатий – это 40 контрактов на разные суммы и в разных сферах. В основном промышленность, но договорились партнеры ещё и в нефтехимии, банковском секторе, легкой промышленности и пищевой индустрии. Самые «тяжелые контракты» – это поставки битума в Украину на 28 миллионов долларов, полсотни наших троллейбусов на десять миллионов и молочка ещё на 50. Общая сумма контрактов по итогу вырисовалась в красивую цифру в полмиллиарда долларов.

При этом нужно признать, что и проблемы, которые пока сдерживают рост и товарооборота, и бизнес-кооперации, тоже есть. Она из них – дороги. Но это как раз пример, как можно сложности решать сообща. Эти 15 километров трассы Киев-Одесса можно назвать «белорусскими». Ремонт здесь выполняет трест с минской пропиской. Южное направление уже готово, к концу года с белорусским комфортом можно будет ехать и в сторону украинской столицы.

Это самый крупный проект «Белавтодора» в Украине – оценивается почти в 30 миллионов долларов. Всего же в портфеле холдинга 15 участков, ремонт пяти из них уже завершён. Помочь с обновлением «знаменитых» транспортных артерий Александра Лукашенко лично попросил Петр Порошенко. Начинали тогда, кстати, с Житомирской области. Привезли свою технику, специалистов, работали по своим технологиям. Получилось дешевле и лучше, чем у местных компаний. Но всем такой подход пришелся по душе. От конкурентов были и угрозы, и даже попытка поджога мобильного асфальтного завода. При этом со стороны заказчика претензий никаких. Но если уж попросили помощи – не ограничивайте тех, кто пришёл на выручку. По контракту белорусская сторона зарабатывает лишь на выполнении работ. Это процентов 20 от цены новой дороги. Остальное – стоимость материалов, которые предоставляют украинские компании. Нюанс в том, что основу – тот же битум – покупают в Беларуси, на заводе в Мозыре. 

Анатолий Лытин, заместитель генерального директора Строительно-монтажного треста №8 холдинга «Белавтодор»: «В Украине есть перспективные проекты. Но чтобы развивать наши мощности в Украине, надо решить проблемы. Сегодня сложно сказать, что те проекты, которые мы реализуем, экономически целесообразны. Да, мы работаем, зарабатываем определенные деньги. Но это не те деньги, которые позволят развиваться тресту, за которые мы могли бы купить асфальтоукладчик, асфальтобетонный завод». 

Почему бы у белорусов дорогу не заказывать «под ключ»? Спрашиваем у главы бизнес-объединения Украины. Собеседник, и это заметно, понимает, о чем речь и в чем причины. Но уверяет – с новым президентом в стране всё будет работать по-другому.

И таких проектов, как развитие инфраструктуры и строительство дорог, даже в Житомире – под сотню. И все они при новой власти в Украине будут финансироваться именно из региональных бюджетов, то есть организация тендеров и выбор исполнителя, по идее, должны стать более быстрыми и справедливыми. Но распространиться ли это равноправие и на партнеров из-за рубежа? 

Это один из главных вопросов нового этапа регионального сотрудничества Беларуси и Украины. Наши компании, само собой, хотят работать с максимальной прибылью для себя, но точно такое же желание у украинского бизнеса. И компромисс удаётся найти не всегда, а его отсутствие выливается в недополучение прибыли бюджетами обеих стран на миллионы долларов. Какая роль официальных местных властей во взаимоотношениях между бизнесами двух стран? Об этом сегодня говорили в Житомирской областной раде. 

Как должно быть и как есть пока – сегодня обсудили на встрече руководителей регионов Беларуси и России с руководителем Житомирской областной организации. Как раз здесь и искали компромисс – как чиновники могут, во-первых, не мешать бизнесу двух стран, а во-вторых, помогать. Причём заметно было стремление к принятию этих самых компромиссных решений, чтобы представить их президентам – Александр Лукашенко и Владимир Зеленский завтра примут участие в пленарном заседании Форума регионов. 

И уж кто точно не будет против, например, идеальных белорусских дорог под Житомиром, тракторов МТЗ в полях у городской черты или наших троллейбусов на этих оживленных улицах, так это сами украинцы. Главная пешеходная улица Житомира, ярмарка белорусской продукции – и тысячи горожан здесь. Причём приходят скорее не для того, чтобы что-то купить (хотя все наши ремесленники выручкой по итогу довольны), а чтобы узнать, как живётся нам в Беларуси. Универсальный ответ – приезжайте и посмотрите сами, примем каждого с удовольствием. Вне зависимости от региона. 


Подписывайтесь на нас в Telegram