Их работа – покорять небо. Посмотрите, кто отвечает за ваш безопасный авиаперелет. Сюжет из закулисья «Белавиа»

Их работа – покорять небо. Посмотрите, кто отвечает за ваш безопасный авиаперелет. Сюжет из закулисья «Белавиа»

Их трудовые будни – почти готовый сценарий для фильма. А историю полета не прочь положить на пленку любой режиссер. Но их профессия – вовсе не кино, к которому у них, к слову, есть вопросы. Первое ноябрьское воскресенье – День гражданской авиации – праздник пилотов, бортпроводников, инженеров и авиадиспетчеров – всех тех, кто делает наши путешествия быстрее, удобнее и, конечно, безопаснее. Хотя что при этом порой остается «за кадром», многие даже не догадываются. Наш корреспондент Ангелина Дикун на неделе с головой погрузилась в самую романтичную профессию. 


Это мог бы быть обычный для многих искушенных туристов полет за границу. Примерно так я и планировала начать свой отпуск. Но появился повод для интересных историй. И моя началась здесь – в «Белавиа».

Ангелина Дикун, корреспондент: «До вылета – чуть больше часа, уже не терпится подняться на борт самолета. Но моя задача и пассажиров – терпеливо ждать посадки. Но не узнать, чем в этом момент занят экипаж, я не могла. Небольшой спойлер – они чаи не распивают».

Еще до вылета самолет проходит контроль. Исправность всех двигателей и систем несколько раз проверяют техники, инженеры и пилоты. Вероятность того, что здесь что-то пойдет не так, сведена к нулю. Сотрудники даже смело шутят на ту тему.

Константин Почевалов, ведущий инженер по техническому обслуживанию ремонту и диагностике авиационной техники авиакомпании «Белавиа»: «У меня супруга говорит: вам там хватило скотча на все самолеты сегодня? Мем есть, он ходит, но скотчем тут мало что отремонтируешь. Если только бортжурнал заклеить можно. Все остальное делается по букве закона. Техническое обслуживание всегда дублируется. Ошибки быть не должно». 

Пока готовят самолет, марафет наводят те, кого мы так привыкли называть стюардессами. Но нас они просили использовать другое обращение – бортпроводник. Меняется лишь слово, но не суть.  Для этих людей важно чтобы и костюмчик сидел, и чемоданчик знаменитый был собран. Его, кстати, тоже раскроем, в небе. Здесь, на земле, все разговоры у них о профессии.

Марта Лемеш, бортпроводник авиакомпании «Белавиа»: «У нас постоянное движение, смена локаций, общение с людьми, когда человек заходит на борт, то мы, своего рода, уже делаем профайлинг. Заранее видишь: буйный он или спокойный, если волнуется, то нужно успокоить». 

И самое главное, что хотят в такие моменты слышать пассажиры, что за штурвалом опытный пилот. В «Белавиа» таких десятки. Денис Гершончик один из них. 17 лет мужчина покорят небо. Хотя признается: иногда не по своей воле заставляет понервничать людей в салоне. 

Денис Гершончик, пилот-инструктор авиакомпании «Белавиа»: «Бывают очень сильные болтанки, пилоты непреднамеренно попадают туда. Мы стараемся пристегнуть пассажиров, но она бывает такой сильной, что люди выходят, плачут и благодарят, что мы являемся их спасителями». 

Говорить с пилотом о небе можно бесконечно, но нужно освободить место помощнику командира и занять свое место на борту. Впереди – маленькое путешествие, летим мы в Москву. Туда, кстати, «Белавиа» курсирует ежедневно и по нескольку раз. Время в пути – чуть больше часа. 

И вот кажется, что все на своих местах, и за пассажиров отвечает экипаж. Но еще до взлета мы под контролем диспетчеров. Их называют ушами и глазами тех, кто за штурвалом. Любой форс-мажор: грозы, ветер, догоняющий самолет – все это они видят на экранах своих мониторов и сообщают командиру воздушного судна.

Вячеслав Горожданов, диспетчер-инструктор Минского центра управления воздушным движением: «Если пилот летит на одном самолете, то диспетчер летит на всех и сразу. У нас нет времени посмотреть в энциклопедии размах крыла. И объем этих знаний должен равняться телефонному справочнику одного средненького города».

Последнее слово всегда за пилотом. От его решений зависят безопасность и комфорт полета, дополняют который бортпроводники. Тем временем ремни уже можно отстегнуть и раскрыть заветную тайну.

В салоне есть аптечка, и если кому-то станет плохо, помощь окажут бортпроводники или врачи, если такие окажутся среди пассажиров. В сложной ситуации самолет сделает аварийную посадку. Но такие возникают крайне редко. 

Ангелина Дикун, корреспондент: «Наш полет прошел без болтанок и экстрима. А это показатель профмастестерства белорусских пилотов. Его мы сегодня сможем оценить еще раз. Впереди – дорога домой, и тоже по небу». 

Еще до пандемии и санкций белорусское небо ежесуточно пересекали тысячи самолетов, а теперь в десятки раз меньше. По тем же причинам география «Белавии» потеряла одну из сторон света. Теперь авиакомпания летает в 9 стран мира, исключая западное направление. Усложнил маршрут и облет Украины, но персонал надеется, что эти перемены временны. И небо станет общим для всех. Всех, кто предан профессии и свою жизнь не представляет без авиации. 

Денис Гершончик, пилот-инструктор авиакомпании «Белавиа»: «В авиации не становятся миллиардерами, в авиации люди получают удовольствие от ежедневного выхода на работу». 

Артем Сикорский, директор департамента по авиации министерства транспорта и коммуникаций Беларуси: «Каждый человек находится на своем месте, выполняя ежедневно задачи, обеспечивая одну главную задачу – чтобы командиру воздушного судна в полете не пришлось принимать тяжелых решений, а каждый полет был безопасен». 

Ангелина Дикун, корреспондент: «Наш тур завершился, но ощущение полета до сих пор не отпускает. Бортпроводники рекомендовали сегодня больше никаких каблуков, вот тут я соглашусь. Как и с тем, что даже самое короткое путешествие может стать необычным, если оно начинается в небе».

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Ангелина Дикун
География:
Беларусь