Чем ниже градус за окном, тем жарче становится на границе. Ожидание въезда с грузом в Евросоюз – настоящее испытание, или, как говорят сами дальнобойщики, игра на выживание. Люди на пределе, стоят в очередях по неделе и больше, у многих уже сдают нервы. А для некоторых это путешествие становится дорогой в один конец. В буквальном смысле. В заторе уже скончался водитель из Сербии.
И, к сожалению, такие случаи могут повториться. Литва, Латвия и Польша намеренно затягивают оформление, – говорят и таможенники, и пограничники. Кроме того, год назад поляки без объяснения причин закрыли пункт пропуска «Брузги – Кузница». А он принимал до трети всего грузового транспорта в регионе. Теперь «Берестовица» – единственные ворота в Польшу из Гродненской области – берет на себя двойную нагрузку. В пункт пропуска выехала съемочная группа ОНТ.
Уже который день подряд в очереди у пункта пропуска «Берестовица» для водителей начинается одинаково – с лопатой в руках. В Гродненской области прошли снегопады, дальнобойщики выходят откапывать свои машины. Не сделаешь сразу – масса заледенеет, грузовик без тягача не вытянешь.
С приходом морозов многие и вовсе сутками сидят в кабине. Если станет плохо, никто и не заметит. И первые жертвы долгого ожидания здесь уже есть. С камеры наблюдения видно, как водитель из Сербии, пошатываясь, зашел в зал таможенного оформления, присел и потерял сознание. Врачи скорой констатировали смерть. Лекарств при себе у него не было.
Леонид Моржало, государственный медицинский судебный эксперт Волковысского межрайонного отдела судебных экспертиз: «Было выявлено кровоизлияние в поджелудочную железу, возможно, как следствие болезненных изменений в ней. Пусковым механизмом для развития могло быть возможное стояние в длительных очередях, невозможности принятия каких-то медицинских препаратов, которые могли бы не обострять данный процесс, если у него такой находился».
Юрий Аркатов, водитель (Молдова): «Лекарства фактически не разрешают там. Если найдут какое-то лекарство, и оно будет подходить под какой-то запрет, можно еще иметь неприятности».
7-10 дней – столько теперь в среднем водителям приходится стоять в очереди. Ни толком помыться, ни поесть. И ситуация не меняется уже несколько месяцев.
Сейчас на границе каждый выживает, как может. Белорусы, кто живет поблизости, просто бросают фуры на краю дороги и на легковых машинах уезжают домой. Поэтому вот таких легковушек здесь на обочинах с каждым днем все больше. Их легко узнать – многие уже превратились в подснежники – значит, хозяин давно в рейсе или просто застрял в очереди с европейской стороны.
Потихоньку растет и очередь из тех, кто просто путешествует на легковых автомобилях. Таких уже более сотни. Для выезжающих оптимальным средством передвижения по-прежнему называют автобус или маршрутку – их поляки пропускают быстрее.
Андрей Веселов, пассажир автобуса: «Надо бы побыстрее, но есть как есть, жизнь такая. До понедельника на работу успею».
Пункт пропуска «Берестовица» способен принять до 500 грузовиков в сутки. Готовы брать и больше. Но медлят поляки. В худшие дни оформляли всего четверть машин от заявленной нормы. Сейчас дело пошло чуть быстрее – в среднем до 7 фур в час.
Виктор Гуреев, заместитель начальника таможенного поста «Берестовица»: «В очереди на выезд из Республики Беларусь в Польшу стоит 650 грузовых автомобилей. Польская сторона в прошлые сутки приняла у нас 168. Это 33% от нормы, предусмотренной договоренностями между польскими и белорусскими таможенными и пограничными службами. Ритмичность не изменяется. Мы со своей стороны приняли 255».
Устранить очередь белорусы готовы за сутки-двое. Но пока вся загвоздка в коллегах по ту сторону границы.
Антон Бычковский, пресс-секретарь Госпогранкомитета: «Контрольные службы сопредельных стран ЕС продолжают замедлять пропуск грузовиков. Наиболее загруженным остается литовское направление, где оформления ожидают свыше 3 тысяч 100 фур. Из них более тысячи ста грузовиков находятся на маршруте через литовский пункт пропуска "Мядининкай". На польском направлении выезда ожидают более 1 тысячи 200 фур. Самым загруженным является маршрут через польский пункт пропуска "Бобровники". За последние сутки его контрольные службы пропустили на свою территорию только 24% грузовиков. В целом за последние сутки контрольные службы Литвы оформили 41% грузового транспорта от нормы, Польши – 47%, Латвии – 34%».
В ближайшие дни поток транспорта будет только расти – все спешат закрыть контракты, завершить праздничные поставки. Пика ожидают накануне католического Рождества. И если европейские службы не поторопятся, многие водители встретят в очереди и Новый год.
Подписывайтесь на нас в Telegram