Игорь Тур о западной демократии, которая не работает в славянских реалиях, в рубрике «Будет дополнено»

Игорь Тур о западной демократии, которая не работает в славянских реалиях, в рубрике «Будет дополнено»

Вы помните президентскую гонку Зеленского и Порошенко? Я тоже помню. Это было необычно – опытный политик против… У меня претензий к Зеленскому нет – талантливый юморист и медиаменеджер, может, неплохой человек, культурный, образованный. Но вот он стал президентом Украины. Хороший ли он президент? Я не прочувствовал на себе и не буду говорить за украинцев, но отмечу: кто президент в Украине – это имеет мало значения. Наша соседка в псевдодемократическом хаосе. Меня зовут Игорь Тур, и я дополню тему.


Я снова, уже в который раз за последние годы, сутками напролет смотрю украинские телеканалы, чтобы понять, что у них происходит и почему. Одни Зеленским там восхищены, другие – возмущены. Кого больше, почему и все ли не ангажированы в оценках – я промолчу. Минск не вмешивается в дела суверенных государств. Разве что замечу, что «свобода слова», когда одни в прямом эфире оскорбляют ненормативной лексикой президента страны, каким бы он ни был, а другие такими же словами оскорбляют его противников, какими бы они ни были – это не свобода слова, а свобода брани. В Украине есть аналог нашего ГУБОПиКа – ребята там недорабатывают. 

Итак, Владимир Александрович Зеленский. Его противники говорят следующие версии: он или марионетка украинских олигархов, или проект госдепартамента США и фондов Сороса, или решил прийти во власть с корыстными целями. Еще раз, это версии из самой Украины, пусть соседи на меня не обижаются.

Может ли быть Зеленский достойным гражданином своей страны, патриотом, человеком, который хочет, чтобы на его Родине все было как-то нормально, и именно для этого он пошел во власть? Конечно, может. И давайте ну вот в этой белорусской рубрике именно так и считать – Зеленский решил стать президентом, чтобы жизнь всех в Украине сделать лучше. Договорились?

Проблема-то не в Зеленском, а в демократии. Точнее в том, что ее форма, предлагаемая извне, несовместима со славянским обществом. Или пока не совместима, или навсегда – тут есть варианты.

Теперь к Беларуси. Можно по-разному называть политический строй в нашей стране, но, думаю, никто не будет спорить, что у нас сильная вертикаль власти. Тяготеющая, скажем так, к форме правления, при которой очень большое значение имеют решения какого-то одного руководителя. Главного.

Так сложилось исторически, что мы, славяне, именно такие. Ну, давайте признаем, что, если руководитель коллектива в командировке, это на нас влияет, мы не работаем с тем же усердием, как и при нем, а порой думаем, как уйти пораньше, чаще пьем кофе и болтаем с коллегами. Работа делается, но чуть-чуть меньше. Теперь об истории. Была царская Россия, монархия. Пришел коммунизм, власть народа – но система все равно ужалась до необходимости, чтобы был какой-то понятный начальник. Распался СССР, ко всем республикам пришел либерализм – но почти у всех (у кого-то раньше, у кого-то позже) снова сформировалась вертикаль с ярко выраженным лидером.

И сейчас важно. Как в нашей, славянской системе мы определяем возможного начальника, руководителя, лидера? По работе внутри этой самой системы. Все видели, как работал Лукашенко депутатом, многие видели, как в интересах государства на другой работе трудился Путин и так далее.

Их – и многих других в славянских странах – оценила и вертикаль, система. Им вертикаль доверила власть над собой осознанно, так же осознанно соглашаясь подчиняться их решениям, признавая их лидерство. К этому, само собой, их на выборах выбрали люди. Когда есть совокупность признания системы и признания общества – вот тогда это истинный лидер, способный принимать решения, которые будут выполнены. Что так необходимо славянам исторически.

Что такое «демократия»? Еще раз – Владимир Зеленский, ставший президентом Украины в 2019 году, ему было чуть за 40. Демократия, к которой так стремится Киев и которая так фатальна для славян, не учитывает мнение вертикали госуправления. Был Порошенко, который принимал решения, а вертикаль худо-бедно исполняла. И его на следующее утро после выборов заменил Зеленский.

Выбрал-то его народ, да, это демократично, но по западной модели. А славянскую вертикаль госуправления демократия не спрашивает, готовы ли те подчиниться иному лидеру и считают ли они его лидером. Давайте честно, года 4 назад кандидатура Зеленского в той украинской вертикали вызвала бы смех. Можно ли поменять всю вертикаль под нового лидера? Можно, чем Зеленский потихоньку и занимается. Но это очень долго и очень больно. А там – уже новые выборы, старая проблема, новая чистка вертикали под нового лидера.

Смотрели «Звездные войны»? Дарт Вейдер, один из главных злодеев саги. Человек с таким именем, фамилией и в таком образе 7 лет назад заявлял о желании стать президентом Украины. Западная демократия, предложенная славянам, делает это возможным.

Электорат может проголосовать за Дарта Вейдера, а будет ли ему подчиняться система госуправления – этот вопрос демократия не задает. У них там по-другому, а потому проблемы такой нет, и западные политики эту проблему славянского мира даже не понимают. Но их система распределения полномочий, сдержек и противовесов, их демократия под них формировалась столетиями. И попытки навязать ее нам за цикл-другой – это абсурд. Да, можно сказать: «Да никогда в жизни люди не проголосуют за Дарта Вейдера!» Конечно. Только то же самое раньше говорили и про юмориста.

Губернатором американского штата Калифорния был Арнольд Шварценеггер. Давайте честно – его кандидатуру в основном поддерживали, потому что «о, прикольно, Терминатор!». И для той, давно сформированной системы с распределением полномочий не по-славянски губернатор Терминатор в минус не сыграл: та система работала и без его доминирования, пока Арнольд набирался компетенций.

А выбери демократически, например, губернатором Владимира Епифанцева. Разве в славянской системе все бы работало хорошо?.. В Украине не случился социальный договор между вертикалью госуправления (а это огромная кадровая машина) и избранным чуждой демократией президентом. И случилось это не впервые. Боюсь, что и не в последний раз.

Что делать Зеленскому? Я верю, что он хочет как лучше. Или хотел. Но система не считает его лидером, не подчинена ему. Нет лидера, нет генеральной линии. Лебедь, рак, щука – рост тарифов, нерешенный вооруженный конфликт, коррупция. Вроде все демократично, но бестолково.  

В чем виноват, на мой взгляд, Зеленский, так это в том, что, не оценив свои силы, не разобравшись в американизированной украинской демократии, полез в эту борьбу с поднятым забралом. Победил с точки зрения западной демократии. И по-славянски проиграл. Или проигрывает, но время уходит быстро. Владимир Александрович, как там у вас в сериале журналистка спрашивала у Голобородько? «Вам что, укол делают после выборов»? Нет, укол вам делают до них. Когда чуждая вам западная система по чуть-чуть начинает превращать своего славянина в этого демократа. А заканчивается все, как обычно – болтают и воруют. Ударения разные, суть та же.

Владимир Александрович, вам там в этом наверняка тяжело. Но вы уж не сдавайтесь и помогайте своим украинцам. Может, не всегда демократическими инструментами. Есть ведь еще и славянские. Которые – по совести.

Тогда в Житомире, Владимир Александрович, вы были славянином. Меня зовут Игорь Тур, и я дополнил тему.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
География:
Украина