Идеолог – кто он: человек в футляре или пиарщик для государства?

​Ответ на этот вопрос искали три сотни чиновников, журналистов, руководителей. В Минске прошёл Республиканский форум-практикум, посвящённый идеологической работе. Говорили о ней в контексте апрельского послания Президента народу и парламенту.

Ответ на этот вопрос искали три сотни чиновников, журналистов, руководителей. В Минске прошёл Республиканский форум-практикум, посвящённый идеологической работе. Говорили о ней в контексте апрельского послания Президента народу и парламенту.

В хорошем костюме и с должностью «председатель». В 19 лет он рассуждает о поиске национальной идеи и, ничуть не смущаясь, говорит, что хочет быть управленцем. Карьерный старт – молодёжная палата при Минском городском совете депутатов. Проект «Клуб молодого избирателя» поддержала глава Центризбиркома. Сегодня – новая идея – создать кадровый резерв мэра.

Егор Макаревич, председатель молодёжной палаты при Минском городском совете депутатов: «Мы представляем двухуровневую систему отбора, которая позволит в этот резерв зачислять именно тех молодых людей, которые действительно хотят работать на госслужбе. Также предусматриваем годичную систему обучения. То есть на протяжении года молодые ребята будут закрепляться за ведомством, обучаться. Также мы предлагаем создать систему стимулирования, чтобы поддерживалась мотивация молодых ребят».

Энергия поколения next выливается в десятки проектов. Реализовать их сегодня можно через союзы, организации, исполкомы – было бы желание.

Андрей Ганчук, заместитель председателя Белыничского райисполкома (Могилёвская область): «Наиболее активная часть населения – это молодёжь. И если мы упустим её в своей работе, то будущее нас ждёт печальное. Благодаря Интернету разница между сельской молодёжью и городской постепенно скрадывается. Молодёжь Белыничского района живёт теми же интересами, что минская».

Все уходят в Интернет – даже идеологи. Так ставка на молодых постепенно меняет закостенелый образ, складывавшийся десятилетиями. К примеру, в соцсетях сегодня можно найти и чиновников, и целые исполкомы – но всех ли? Список пользователей пополнил замглавы президентской Администрации – один из главных идеологов страны.

Так что же предложить вместо лозунгов и доски почёта? Об этом сегодня говорят три сотни человек. В их трудовых книжках нет записи «идеолог», но все здесь называют друг друга коллегами. Специфика их работы – быть на связи с людьми. Ежедневно.

Оксана Руденок, заместитель председателя Гомельского горисполкома: «Это человек, который на предприятии является проводником идей государственности. Но самое главное – это человек, который сможет достучаться, объяснить, показать и помочь. Он должен понимать, чем сегодня живёт коллектив, как он живёт и куда нужно двигаться дальше».

Пётр Петкевич, заместитель председателя Полоцкого райисполкома (Витебская область): «Например, производственники, технологии ищут современные формы работы, так и мы, кто работает с людьми, тоже должны искать новые формы работы».

Регионы тянутся к Минску. В двухмиллионном городе местным властям, конечно, непросто. Но те выбрали путь маленьких инноваций, чтобы выйти на уровень современной европейской столицы. Меняются ведь и сами горожане: сейчас больше 70 тысяч – индивидуальные предприниматели, 46 тысяч основали малый и средний бизнес. И это не может не влиять на имидж города. Сегодня, кстати, сами идеологи много говорят о брендинге. Доказано: регионы со сложившимся и, конечно, позитивным имиджем вызывают больше интереса у партнёров и инвесторов.

Игорь Карпенко, заместитель председателя Минского горисполкома: «53% доверяют власти, 63% положительно оценивают деятельность власти в Минске. Многие минчане связывают решение своих проблем именно с органами государственной власти, а не с какими-то другими структурами. Даже если вопросы, казалось бы, можно решать другим путём».

Всего один пример – как у чиновников родился проект, что называется, для людей. Медицина по звонку. Один номер – информации много. Где купить лекарство, как перевезти больного родственника, как попасть на приём. Без нервов и скандалов в поликлиниках. Звоните – и вас услышат.

Екатерина Зубко, заместитель директора общества «Медицинская инициатива»: «У нас работают специалисты со средним и высшим медицинским образованием, которые сориентируют, подскажут, направят, выдадут справочную информацию, могут выдать сразу талон на исследование. Доброжелательный персонал проникнет в суть проблемы клиента».

А вот как проникнуть в суть проблемы любого белоруса – этому учат. Кузница идеологических кадров – Академия управления при Президенте. Здесь научат и предприятием руководить, и с чиновниками договариваться. Что же до узкой специализации, то за 5 лет здесь обучили 303 специалиста по идеологии. А на вопрос – так есть ли в стране кадровый голод – отвечают: смотря сколько нужно – не сегодня, завтра.

Даже в небольшой стране все люди разные. Сегодня не раз звучит мнение: работать нужно по индивидуальной программе. Ставить человека во главу угла – и тогда всё сложится.

Игорь Бузовский, заместитель главы Администрации Президента Беларуси: «Сегодня идеолог – это широкоформатный профессионал, который должен обладать как минимум познаниями в области менеджмента, в области пиар-технологий, области ораторского искусства, умением работать с аудиторией – это широкий специалист. Требования очень высоки. Оценка идеологической вертикали в том числе характеризуется понятиями мир, стабильность, порядок – это достижение всех отраслей, но и в том числе идеологической вертикали».

Как всё услышанное претворить в жизнь – обсуждают, не выходя из здания, в пяти секциях. Но в один голос говорят: идти к людям нужно только с идеей, в которую веришь сам.

В Беларуси 10 тысяч работников идеологической вертикали, бойцов идеологического фронта – их называют по-разному, но сегодня всё чаще звучат совсем другие понятия. Если примерить их к белорусской действительности, то выходит, что современный идеолог – это менеджер, то есть эффективный управленец на предприятии. Или, скажем, пиарщик – человек, активно рекламирующий свою страну и её возможности, или даже имиджмейкер – тот, кто постоянно забоится о позитивном имидже власти в целом. От этих новых ипостасей ждут и новых подходов и говорят, что грядущая избирательная кампания – это хорошая возможность для современных идеологов проявить себя в самое ближайшее время.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж
Операторы:
Сергей Вяль