9 мая… Для каждого белоруса это не просто красный день календаря. Это дань памяти и глубокого уважения тем, кто смело и самоотверженно, не жалея себя, вершил Победу. Один из них – Николай Васильевич Мычко. Став на защиту Родины в 17 лет, он пережил все тяжбы войны. Он не просто выстоял. Он смог дожить до 101 года и сегодня, в дни празднования 80-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне, – он в строю! В беседе с журналистом сетевого издания ont.by ветеран поделился воспоминаниями о том, что ему пришлось пережить.
Ушел в партизаны вместе со старшим братом
Герой нашего репортажа родился 6 января 1924 года в деревне Лабковица Осиповичского района. Семья была большая – родители и семеро детей. Когда началась война, он только окончил 9-й класс. До сих пор Николай Васильевич вспоминает тот момент, когда шел с одноклассниками из Липеньской школы с аттестатом в руках, а вокруг кричали это страшное слово «война».
В 1942 году на территории Осиповичского района начало формироваться партизанское движение. Николай вместе со старшим братом Володей получили повестку из сельсовета и, не раздумывая, ушли в партизаны. С 12 ноября 1942-го они были зачислены в отряд «За Советскую Белоруссию», который действовал в составе бригады имени Королева (названа в честь председателя Осиповичского райисполкома).
На долю их семьи выпало много горя. Отца и брата Александра фашисты отправили в Германию – к счастью, оба оттуда вернулись живыми. Еще одного брата и сестру гоняли на работы на торфопредприятие. Мать с двумя самыми младшими вынуждена была скрываться от немцев в лесу. Но маме и 8-летней сестричке не удалось дожить до Победы – их убили фашисты, а брат смог убежать и спастись. Дом, в котором жила семья, был сожжен.
Так как Николай хорошо знал местность, в отряде его зачислили связным. Работы было много – в составе бригады действовало шесть отрядов, и с каждым нужно было держать связь. Иногда приходилось по два раза в день передавать сведения, ведь в округе – в поселке Гродзянка – стоял штаб партизанской бригады.
Уже через несколько месяцев состоялось боевое крещение молодого партизана – сразу после Нового года.
«Тогда стояли сильные рождественские морозы. Немцы заблокировали нас так, что выйти из окружения было практически невозможно. Но нам удалось прорваться. Временно перебросили все свои силы в соседний Кличевский район. А потом все равно вернулись в родные места — громили немецкие гарнизоны, устраивали подрывы железной дороги. Однажды, возвращаясь с задания, нарвались на немецкий блиндаж. Много наших ребят там осталось…» – вспоминает ветеран.
Он признается: самым страшным были не холод и не голод, а хоронить тех, кто стоял с тобой плечом к плечу на защите Родины.
Гнали немцев под звуки оркестра
Когда территорию Осиповичского района освободили, Николай Васильевич принял твердое решение уйти на фронт и продолжать гнать фашистов. 6 июля 1944-го он был зачислен телефонистом в роту связи 1314-го стрелкового полка 17-й Краснознаменной Бобруйской дивизии.
Ветеран рассказывает, что сражаться с врагом приходилось не только с помощью оружия – иногда шли и в рукопашную.
«Стоял однажды наш штаб в доме лесничего. Место со всех сторон окруженное лесом, только сам дом на небольшой поляне. Прошло дней пять-шесть – все спокойно. Заступил я вечером на дежурство и думаю: напишу-ка письмо своему другу – мы из одной деревни, служили вместе в партизанском отряде. Достал бумагу, карандаш и начал писать: "Здравствуй, Михаил Никифорович…" Я слово "Никифорович" даже дописать не успел, как вдруг все загремело вокруг. Оказалось, немцы уже несколько дней сидели в засаде и приняли решение атаковать со всех сторон. Я скорее в штаб – надо связаться со своими, чтобы подмога пришла. А они лезут со всех сторон, пытаются через окна попасть в дом. В какой-то момент понимаю, что линию связи порвало. Принял решение под пулями ползти – искать, где прорыв. Открываю дверь, а там уже немец стоит. Я его "отметелил" и назад к командиру. Тот дал команду ждать, пока огонь утихнет. Мы отбивались всю ночь. Все вокруг горит – сараи, постройки, а дом уцелел. Вскоре удалось связаться со своими. Я им кричу: "Дайте огня!" В итоге нас от смерти спасла артиллерия», – рассказывает Николай Васильевич.
Запомнился ему и еще один случай – когда немцев под звуки оркестра гнали. Это произошло при обороне реки Нарев под Полтуйском (город в Варшавской губернии).
«Дней десять мы удерживали Нарево-Полтуйский плацдарм, пока не подошли наши танки. После этого получили команду сняться. Всю ночь наша дивизия шла через труднопроходимый лес. Под утро вышли на поляну. Вся она была заставлена ящиками со снарядами, оружием. На поле стояли два грузовика со спущенными бортами. Вдруг видим, что на кузов начинают подниматься музыканты. Как оказалось, это артисты приехали поддержать нас и поднять боевой дух. Загремели первые звуки оркестра, а вместе с ними и команда – вперед! Воодушевленные такой поддержкой, мы гнали немцев три дня», – говорит ветеран и отмечает, что этот момент запомнился ему на всю жизнь.
Там же, под Полтуйском, Николай Васильевич был тяжело ранен – 5 февраля 1945-го он «поймал» пулю немецкого снайпера. Солдата спасло то, что недалеко был госпиталь. Ему сделали две операции, позже он был переведен в больницу в Харькове, где перенес еще одну. Там наш герой встретил Победу.
«Как сейчас помню – заходит врач в палату и, не спрашивая, как наше самочувствие, радостно кричит: "Победа! Немцы капитулировали!" Все в палате, кто мог и кто не мог, повскакивали с коек и давай танцевать. И я тоже танцевал, и это был самый главный танец в моей жизни», – со слезами на глазах рассказывает Николай Васильевич.
Учил детей и учился сам
Домой наш герой вернулся в июле 1945 года. Первое время пришлось жить в землянке, так как родной дом сожгли немцы. Куда идти, как дальше жить – ни образования, ни профессии… Директор местной начальной школы предложил парню стать учителем – и Николай согласился и с 1 сентября начал работать в Рафалинской начальной школе. При этом сам заочно поступил в Бобруйское педучилище. Спустя три года, в 1948-м, он возглавил эту школу и был ее директором до ухода на пенсию в 1981 году.
Николай Мычко на фото – в нижнем ряду крайний справа
Молодой педагог вскоре женился на красавице из соседней деревни Марии Григорьевне. У супругов родилось трое детей. Самый старший, Валерий, умер еще в младенчестве. Средний Петр был геологом, в 33 года погиб в страшной аварии. Младшая дочь Зоя после окончания Молодечненского техникума попала по распределению в Лиду, где 37 лет проработала на местном пивзаводе. После смерти супруги в ноябре 2004 года Николай Васильевич переехал из своей деревни к дочери. У него есть три внука и четыре правнука.
Николай Васильевич с супругой Марией Григорьевной
За боевые достижения в годы Великой Отечественной войны герой нашего репортажа отмечен четырьмя наградами – дважды медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны I степени. Также в его копилке есть и трудовые награды – как ветеран педагогического труда он удостоен медали «За доблестный труд».
До сих пор газеты читает!
Пока позволяло здоровье, Николай Васильевич был первым помощником для дочери Зои. Особенно он любил работать на даче. Даже когда сил стало меньше, он все равно находил чем заняться – и фасоль лущил, и морковь со свеклой от ботвы чистил.
Сейчас же любимое занятие ветерана – это чтение газет. Для него выписывают и покупают семь изданий – и местные, и республиканские.
«Правда, отец читает только заголовки, более мелкий шрифт уже не видит. Если его что-то заинтересовало, значит, я ему рассказываю, о чем говорится в статье. Воскресенье и понедельник для него – самые печальные дни, потому что в этот день нет свежих газет», – рассказывает Зоя Николаевна.
В 18 часов – как по расписанию – у Николая Васильевича ужин, а дальше – просмотр телевизора. Он идет в свою комнату, включает звук погромче и внимательно смотрит новости и другие передачи. В силу возраста он не успевает сопоставить картинку на экране со звуком, поэтому на утро все увиденное обсуждает с дочерью.
Несмотря на свой почтенный возраст, ветеран здраво мыслит и может поддержать беседу. Правда, слух стал подводить, поэтому ему нужно говорить громко и медленно. Но это не мешает Николаю Васильевичу общаться с родными и со всеми, кто приходит к нему в гости. А ветерана не забывают – и в день рождения, и в другие праздники к нему приходят представители местной власти, военкомата, 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы, которая дислоцируется в Лиде.
9 Мая стал семейным праздником
В прошлые годы, когда был помоложе, Николай Васильевич не пропускал ни одного праздника в честь Дня Победы. Его привозили на Курган Бессмертия, где традиционно 9 мая проходит митинг, а потом вся семья ехала на дачу.
«На День Победы к нам съезжается вся родня – дети, внуки. Пока наш ветеран на митинге, мы накрываем стол, жарим шашлыки, а потом все вместе поем песни военных лет», – рассказывает Зоя Николаевна.
Теперь, когда нашему герою уже не под силу участвовать в городских мероприятиях, «парад» ему устраивают прямо перед подъездом – даже военный оркестр приезжает!
9 мая Николай Васильевич в обязательном порядке смотрит парад и по телевизору.
«В этот день мы все собираемся перед самым большим телевизором и включаем его на всю громкость. А мой старший сын Валерий, подполковник в запасе, комментирует дедушке все, что происходит на экране», – говорит женщина.
В конце нашей беседы прошу у Николая Васильевича сказать несколько слов нынешнему поколению.
«Я вам только маленькую часть рассказал от того, что пережил. Всего хватило: и по трупам ходили, и по несколько дней не ели… Чтобы такого нам больше не видеть и не слышать. Чтобы мирно жили, работали, учились и помнили про тех, кто завоевал эту Победу», – обратился ко всем ветеран.
Фото: Наталья Василевская, ОНТ; из личного архива Николая Мычко
Подписывайтесь на нас в Telegram