Орган, на котором играл Станислав Монюшко, найден под Сморгонью

Орган Монюшко обрели на земле Огинского - такая громкая новость Года великого композитора, объявленного ЮНЕСКО во всём мире. Эксперты практически не сомневаются, что руки «неземного гения» касались клавиш «короля музыки» из небольшого костёла под Сморгонью. Сегодня в Минске открылся представительный научный форум, посвящённый 200-летию одного из самых прославленных наших земляков.

Орган Монюшко обрели на земле Огинского – такая громкая новость Года великого композитора, объявленного ЮНЕСКО во всём мире. Эксперты практически не сомневаются, что руки «неземного гения» касались клавиш «короля музыки» из небольшого костёла под Сморгонью. Сегодня в Минске открылся представительный научный форум, посвящённый 200-летию одного из самых прославленных наших земляков.

Ритм колонн сельского храма созвучен музыке Монюшко. Фамилия, что сегодня на слуху, восходит к имени Моисей (в переводе с иврита – «дарованный Богом»). Лестница ведёт на хоры, к органу, на котором в XIX веке играл автор «Песен нашего костёла».

Ксёндз Вадим Сурвило, настоятель прихода Пресвятой Троицы (д. Данюшево): «Гэты арган стаяў у Вільні, у Вострай браме, з двух бакоў. Таму што, ён быў раней з двух «блізнячых», як апавядаюць, арганаў складзены. А калі яго перавезлі, зрабілі адзін. Патрабуе рамонту, але ён гучыць. Прынята рашэнне, што ў 2020 годзе, будзе адрэстаўраваны» 

Под Сморгонь прилетела весть благая из Варшавы. Этой весной в городе, где в честь Монюшко назван Центральный вокзал, заседала Белорусско-польская комиссия по вопросам историко-культурного наследия. Нашли общую ноту – если связь тут и не видима, то очевидна.

Станислав Монюшко за органом, не этим, а Виленского костёла Святых Янов. Отец композитора зарисовал инструмент, который доставили туда из закрытого полоцкого храма Св. Стефана. 65 голосов, 3600 труб – самый большой деревянный орган в Литве сегодня украшает бюст неземного гения.

Во всём мире знают, что Монюшко «отец» белорусской и польской оперы. Однако, талант многоликий. Его современник, Джоаккино Россини, был воодушевлён «Остробрамскими литаниями» нашего земляка.

Вида Бакутите, доктор искусствоведения (Литва): «Монюшко был всё-таки ближе к Литве, к сожалению. Открываем, по новому смотрим на некоторые мессы. Например, «Реквием» – так называется месса, которая в Вильно была написана, а потом прозвучала в Варшаве, когда его хоронили» 

В стенах Академии наук настоящий аншлаг, как на концертах Монюшко при жизни. Выставка партитур, которые могли лежать перед тем, кому «Мінская зямелька родненькая матка»! Многополосная биография «славянского романтика», привела на форум учёных из семи стран.

Александр Локотко, директор Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы:«Унікальнасць нашага народа ў яго шматэтнічнай прасторы. Тут і Напалеон Орда, і Адам Міцкевіч, становяцца ў адзін рад, як дзеячы мастацтва, культуры, як патрыёты, Беларусі, Польшчы, Літвы. Станіслаў Манюшка стаіць у адным радзе з такімі дзеяспмі, як Міхаіл Глінка, як Мадэст Мусагскі, якія зрабілі глыбокі ўнёсак у папулярызацыю фальклорнай, народнай асновы» 

Песни в наших святынях должны быть созвучны нашему мелосу – в этом, пожалуй, «код» композитора. Со дня рождения Маэстро уже прошло два века. 210 лет возвышается над Вилией Троицкая божница. Считайте, сверстники. Данюшево точно стоит органной мессы по Монюшко.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс