Беларусь на пороге уборочной! Уже на следующей неделе во многих регионах закипит работа. В Гродненской области техника практически готова, некоторая – уже в полях. Убирают рапс, ячмень и белорусское золото – лён. А вот в Дятловском районе этот процесс оказался под угрозой. Убирать попросту нечем. Местный льнозавод вовремя не рассчитался за машины. Договор истёк – пользоваться техникой не имеют права. И пока аграрии в кабинетах думают, как оперативно выйти из положения, в хозяйствах со слезами на глазах смотрят на созревающие посевы.
Мехдвор Дятловского льнозавода полон. В поле убирать лен вышли только две машины из 15. Остальные – исправные. Простаивают, не прошли техосмотр. Заплатить за него некому. Уже месяц техника не принадлежит предприятию. Еще семь лет назад ее купили в лизинг, а расплатиться не успели. Получается, что сегодня это уже чужая собственность.
Алексей Зеленухо, директор Дворецкого льнозавода (Дятловский район): «Денег не было, три года был неурожай, поэтому лизинг не выплачен».
На всё про всё неделя-две. За право выйти в поле придется заплатить почти два миллиона рублей, но взять их негде. В свое время завод, как и десятки хозяйств области, воспользовался указом о техническом переоснащении села. Под символические 2% годовых взяли почти половину техники. Лен давал хорошие урожаи, шел даже на экспорт в Китай. Но ситуация изменилась, а долги остались. Лен – культура капризная. Если сместить сроки уборки – потеряет в качестве и окажется никому не нужен.
Александр Добрук, начальник отдела Комитета госконтроля Гродненской области: «Сегодня перед работниками стоит дилемма: либо данную технику выпустить на поля, в оптимальные сроки убрать урожай и при этом получить штраф за эксплуатацию данной техники, либо эту технику не выпускать, тогда урожай в оптимальные сроки убрать будет просто невозможно».
Вот и получается, что поработать уже не на своих машинах – штраф. Не поработать – убытки. Такие же проблемы у нынешних владельцев техники, через которых она закупалась и к которым условно вернулась. Они – среднее звено – остались должны банкам. И вопрос ставят ребром.
Игорь Бакей, начальник отдела управления лизинга по Гродненской области объединения «Белагросервис»: «Увеличить срок лизинга мы в одностороннем порядке не можем. Выхода только два для организаций: или полностью рассчитаться за лизинговую технику, или вернуть объект лизинга в "Белагросервис". Деньги за фактическое пользование они обязаны в любом случае нам оплатить».
У соседей, например, таких проблем нет. Тоже связаны с льноуборкой. Тоже брали технику. Перестраховались. Не были уверены в своих силах, потому заказали в два раза меньше машин, но зато выплаты в месяц небольшие – уходит одна суточная выручка за молоко.
Андрей Подлипский, главный инженер сельхозпредприятия «Гранит-Агро» (Дятловский район): «Четко просчитываем, что нам нужно в первую очередь, что нам необходимо, что будет работать и приносить нам деньги, а не простаивать где-то. Несмотря на все предложения, мы выбираем только то, что у нас будет эксплуатироваться».
По словам специалистов, случаи в Гродненской области – пример, который можно найти во всех регионах. Проблема невыплат по лизингу есть. Что делать? Менять указ, продавать технику? Перезаключать договоры на повторный лизинг? Вариантов решения проблемы предлагают много. И выбрать один нужно быстро.
Михаил Корнейчук, заведующий сектором Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома: «Мы обратились в Министерство сельского хозяйства для консультаций, для разъяснения по данному вопросу и принятия мер, по возможности прохождения данной техники государственного техосмотра. По заверениям представителей Минсельхозпрода, данный вопрос должен решиться в ближайшее время. Я думаю, это не более двух-трех дней».
Аграрии говорят, что главная задача – убрать посевы. И это сделают вовремя. Иначе долги будут только увеличиваться. В Дятловском же районе надеются, что после нескольких неудачных лет будет хороший урожай льна, а значит, у завода появится еще один шанс встать на ноги.
Подписывайтесь на нас в Telegram