Сирия сегодня – одна из «горячих точек»: вооружённые группировки обстреливают города, на улицах идут бои с применением тяжёлого вооружения. Тысячи граждан погибают, миллионы бегут из страны.
Груз помощи

В Сирии 12 сентября должен был вступить в силу режим прекращения огня. По крайней мере, на это хотелось надеяться после того, как соответствующая договорённость была достигнута в Женеве на встрече министров иностранных дел России и США.

Однако в середине недели стало ясно, что режим этот если и соблюдается, то не в полной мере. А 17 сентября коалиция во главе с США нанесла удар по позициям сирийский армии. Таким образом, под сомнение был поставлен многоступенчатый план, который помимо прекращения огня включал в себя размежевание оппозиции и террористов, координацию действий американских и российских военных, а также создание демилитаризованной зоны вокруг Алеппо для гуманитарного доступа.

Корреспондент ОНТ Игорь Тур, который только что вернулся из Латакии, с сожалением констатирует, что для разрешения сирийской ситуации, для окончания этой войны всех против всех должны совпасть очень многие элементы конструкции. От того, с какой ноги встал сегодня местный религиозный проповедник, через коммерческие интересы крупнейших производителей вооружений и до личных отношений между лидерами мировых держав.

История Сирии начинается в четвёртом тысячелетии до нашей эры, а столица Дамаск с 661 года считается оплотом ислама. Впрочем, после Арабского Халифата здесь было королевство, французская оккупация, независимость перед Второй мировой и приход к власти партии «Баас» – «возрождение». Хотя возрождение приостановилось в 2002-м, когда США назвали Сирию одним из государств, поддерживающих терроризм.

Сирия сегодня – одна из «горячих точек»: вооружённые группировки обстреливают города, на улицах идут бои с применением тяжёлого вооружения. Тысячи граждан погибают, миллионы бегут из страны.

Аэропорт имени Басиля Аль-Асада, или аэродром Хмеймим, в августе 2015 года передан Москве. Именно здесь размещена Авиационная группа ВВС России. Истребители, штурмовики, бомбардировщики и вертолёты огневой поддержки – это основная ударная сила действующей власти Сирии. Сюда же доставляют гуманитарные грузы. Борт с белорусским флагом приземляется уже во второй раз. 45 тонн одежды и обуви, консервов, медикаментов, медицинского оборудования и предметов первой необходимости, детское питание и одеяла.

Ибрагим Худер Аль Салем, губернатор провинции Латакия (Сирия): «Мы благодарим братский народ Беларуси за поддержку, которую нам оказывают, невзирая на действие санкций. Это второй рейс гуманитарной помощи из Минска, в апреле прошлого года в Дамаске мы уже встречали белорусский груз. Мы верим, что когда вы приедете к нам в следующий раз, в Сирии уже будет закончена битва с терроризмом»

Александр Пономарев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Сирии: «Помощь предназначена для самых пострадавших и нуждающихся слоёв населения. Она будет доставлена в Алеппо, в Латакию и Дамаск, в лагеря для внутренних перемещённых лиц, в детские приюты, больницы. Позиция Беларуси – в безоговорочной поддержке Сирии на международной арене в борьбе с терроризмом, сохранении её территориальной целостности и суверенитета. У нас есть масса проектов в разных областях, это не последняя акция».

Впрочем, встречали борт не только чиновники. На взлётной полосе – представители «Революционного союза молодёжи Латакии», которые взрослеют в условиях боевых действий. По-русски они могут сказать разве что «привет» и «спасибо», но лучше всяких слов – белорусские флаги и фотографии со встречи Александра Лукашенко и президента Сирии Башара Асада.

Каждый белорус у местных вызывает повышенный интерес. Забегая вперёд: один день в Сирии – это полсотни просьб сделать фото на память, ещё больше попыток сирийцев переброситься парой слов.

Гуманитарную помощь в это время грузят в КамАЗы российского Центра примирения. Большая часть отправится в Алеппо, ещё один пункт назначения – Дамаск – туда конвой отправился 18 сентября. А накануне помощь получила Латакия – город в 25 километрах от российской базы.

Для абсолютного большинства белорусов вся Сирия – это одна большая «горячая точка», где без конца стреляют. Но на самом деле это не так. К примеру, в Латакии, курортном городе на берегу Средиземного моря, говорят, что боевых действий как таковых здесь не велось никогда.

Латакия встретила размеренностью: здесь люди спокойно ходят по улицам и работают магазины. Многое, конечно, непривычно белорусскому глазу, но и явных признаков войны нет. Хотя в то время, когда гуманитарную помощь доставляли в городской госпиталь, стало известно, что на другом конце страны, в обход соглашения о прекращении огня, американские самолёты нанесли четыре удара по войскам Сирии в районе аэродрома Дейр-эз-Зор. Погибли 62 военнослужащих, после чего группировки «Исламского государства» пошли в наступление. Дети в приюте, впрочем, к таким новостям уже привыкли.

Доставка белорусского груза вызвала огромный интерес у жителей окрестных домов. Впрочем, если сюда помощь направили точечно – в основном детское питание и лекарства, то у городской мечети КамАЗы ждали все, кто нуждается в поддержке.

Мечеть для любого арабского города – это то место, куда идут за любой помощью, духовной и материальной. Здесь нищие мужчины и уставшие женщины, голодные старики и дети. Очень много детей.

Здесь все очень эмоциональны, краткий ответ на вопрос невозможен. Ведь у каждого своя судьба, так или иначе связанная с войной. К примеру, Анам раньше жила недалеко от Алеппо, но постоянные взрывы и перестрелки заставили женщину бросить всё и уехать в Латакию с маленьким ребёнком на руках.

Анам аль-Альфуа, беженка: «В моём городе было ужасно, потому что рядом Алеппо. Постоянно стреляют, что-то взрывается, помощи просить не у кого. В каждом доме плачут дети, каждый день кого-то убивают. Это невозможно. Здесь, в Латакии, спокойнее, но не хватает еды. Поэтому я очень признательна за эту помощь из Беларуси, теперь я смогу хоть ненадолго вздохнуть, да и всем вокруг будет намного спокойнее».

Впрочем, абсолютного спокойствия нет. На улице полно людей с автоматами. Вооружённые российские миротворцы или сирийские военные опасений не вызывают, но «Калашников» здесь и у тех, чью принадлежность к чьей-либо стороне конфликта визуально не определить. Автомат есть у водителя автобуса, у охранника мечети, у случайного прохожего и у подростка, который, если бы не война, наверняка бы учился в колледже.

Когда закончится конфликт, никто не знает. Противоборствующие стороны далеко не всегда соблюдают договорённости, «Исламское государство» договорённостей не признаёт в принципе. Здесь все готовы защищаться, но не все знают, от кого. И кажется, что люди не готовы завтра сдать оружие просто потому, что уже привыкли так жить. И от такой жизни бегут те, для кого Сирия могла стать второй родиной. Изначально на борту МЧС должны были улететь в Минск больше ста человек, граждан Беларуси, России и Украины. Но решительных оказалось в 10 раз меньше.

Наталья 14 лет назад вышла замуж за сирийца, в Дамаске родила сына и дочь. Вернуться в Беларусь решила тогда, когда к военным конфликтам добавилась ещё одна проблема – ухудшение экономики Сирии.

Наталья Маслова, житель г. Дамаск (Сирия): «Дорого стало, постоянный стресс, потому что страшно за детей, хочется им лучшего будущего. Поэтому было принято это решение – поехать домой».

В Сирии в разгаре гражданская война, и здесь опасно, несмотря на договор о перемирии. Тут есть всё: разрушенные здания, голод и нищета, повсюду люди с автоматами, и полного спокойствия нет нигде. Но, если присмотреться, можно увидеть другую Сирию – страну с тысячелетней историей, аутентичной архитектурой, где яркое солнце, бескрайнее море и приветливые отзывчивые люди. Люди, которые эту войну не заслуживают.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
География:
Сирия