Госпожа президент!

В среду был развенчан и один из стереотипов патриархальной Грузии. Президентом страны во втором туре впервые избрана женщина – 66-летняя Саломе Зурабишвили.   Мадам президент родилась в Париже в семье эмигрантов, закончила там Институт политических наук, затем продолжила образование в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Долгое время работала в МИД Франции, в том числе была послом этой страны в Тбилиси. Возглавляла и внешнеполитическое ведомство Грузии при  президенте Саакашвили. 

В среду был развенчан и один из стереотипов патриархальной Грузии. Президентом страны во втором туре впервые избрана женщина – 66-летняя Саломе Зурабишвили. Мадам президент родилась в Париже в семье эмигрантов, закончила там Институт политических наук, затем продолжила образование в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Долгое время работала в МИД Франции, в том числе была послом этой страны в Тбилиси. Возглавляла и внешнеполитическое ведомство Грузии при президенте Саакашвили. 

Некоторые ставят ей в вину не слишком хорошее владение грузинским языком, но практически каждый восхищается её безупречным стилем. И гадает, каков будет стиль её руководства. 

Время нового политического отсчёта в Грузии началось, когда даже первых результатов президентских выборов ещё и не было. Ни разу главу государства здесь не избирали в два тура, ни разу в местном лексиконе не звучало «хозяйка президентского дворца». Впрочем, кое-что для Грузии осталось очень привычным: пожалуй, только здесь услышишь такие аргументы в пользу потенциального руководителя страны.    

Мзия Ардживанидзе-Чичинадзе, житель Тбилиси: «Я знаю, что она победит, потому что она хорошая женщина и хороший человек!».

Когда практически каждый житель страны немного политолог, нет смысла кормить избирателей не аппетитными обещаниями, к монологу Мзии быстро подключается сосед. 

Предвыборный галоп вокруг президентского Дворца выжал все соки из грузинских избирателей. Разрыв между лидирующими кандидатами примерно в 1% после первого тура вывел кампанию на уровень угроз и войны компроматов. 

Васо Капанадзе, политолог: «Такого чёрного пиара в прошлые кампании не было. Отчётливых предвыборных позиций не зафиксировано, не услышали программ предвыборных».

За сутки до открытия избирательных участков кандидаты и вовсе перешли на формат закрытых заседаний. Саломе Зурабишвили не общается с журналистами и старается не делать никаких заявлений. 

Саломе Зурабишвили, избранный президент Грузии: «Конечно, мы будем тщательно выстраивать внешнюю политику, если я стану президентом».

Её соперник, Григол Вашадзе, представителям ОБСЕ улыбается шире, чем прессе. Но всё же делится своим видением одного из основных геополитических направлений Грузии в случае триумфа на президентских выборах.

Григол Вашадзе, кандидат в президенты Грузии: «Отношения с Беларусью будут развиваться ещё лучше. Теперь надо эти отношения с хороших политических рельсов переводить на взаимовыгодные экономические, потому что с обеих сторон есть огромные неиспользованные возможности». 

Григол Вашадзе представляет интересы оппозиции, и этого кандидата поддерживает экс-глава Грузии Михаил Саакашвили. А вот в политическом багаже Саломе Зурабишвили, формально независимого претендента на президентское кресло, поддержка правящей партии. Так что итогов второго тура ждали и как зеркала настоящего времени страны.

Голосование проходило очень по-грузински. Впрочем, и разрыв между кандидатами оказался с кавказским размахом. Зурабишвили опередила Вашадзе практически на 20%. И для патриархальной Грузии это, пожалуй, не просто выбор, а по сути – мост к берегам новых традиций. 

Многие жители страны сегодня шутят, что всё-таки первой женщиной-почти-президентом девять веков назад в Грузии была царица Тамара. А период её правления называют «золотой эпохой» в истории страны. И ведь Тбилиси уже давно тоже оберегает именно дама! Правда, эта барышня однозначно с железным характером.

А вот оружием избранного президента наверняка станет язык дипломатии. Саломе Зурабишвили, в прошлом – министр иностранных дел Грузии, долго работала в Париже, оттого в народе её даже называют «француженка». Так что, о том, как созревают внешнеполитические отношения, дама-президент прекрасно знает. Равно, как и об урожае уже существующего взаимодействия. Беларусь и Грузия в этом смысле пример, когда всё складывается один к одному. После активизации не только политических, но и дружеских контактов в 2015 году, подтянулся и бизнес, и всего за два года наш товарооборот увеличился больше, чем вдвое.       

Георгий Диасамидзе, житель Тбилиси: «У нас есть большие исторические взаимоотношения! Мой сын в Беларуси сейчас в Витебске учится. Я вижу, что в Беларуси всё нормально».

Георгий с дипломами педагога и дипломата пока ищет работу. О том, чтобы по специальности, речи не идёт. И разрешения своей жизненной ситуации он тоже ждёт от нового президента. Тем более что отдать свой голос на следующих выборах мужчина уже не сможет. Нынешнее голосование стало последним, когда главу государства в Грузии выбирали «народным» путём. В дальнейшем президента будут определять парламентарии и представители местной власти.      

После перехода Грузии к парламентской форме правления полномочия президента будут, скорее, представительскими. И принимать многие решения глава государства сможет лишь с согласия правительства. Впрочем, жители страны, пожалуй, не так цепляются за эти нюансы. В двориках старого Тбилиси, где бок о бок живут десятки семей, главное – не совсем про политику. 

Манана Чохэли, житель Тбилиси: «Будет женщина или мужчина… Главное – чтобы был мир у нас! Они должны соединиться и вместе сделать свою Родину хорошей!».

Президентские выборы, ставшие для Грузии ещё одной ступенькой в истории, запомнятся как кампания, в ходе которой пусть и полоскали чужое бельё и лили воду, не давая никаких обещаний, но услышали и голос народа, и то, как в политическом грузинском времени однозначно бьют новые часы. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Грузия