​Новая горячая, во всех смыслах, точка на карте Украины. Васильковский район Киевской области. С 8 июня здесь полыхает частная нефтебаза. Пятеро погибших. 20 пострадавших.

Новая горячая, во всех смыслах, точка на карте Украины. Васильковский район Киевской области. С 8 июня здесь полыхает частная нефтебаза. Пятеро погибших. 20 пострадавших.

Рядом – войсковая часть, которая обслуживает Васильковский военный аэродром, откуда всю неделю срочно эвакуировали боеприпасы.

О том, что открытые очаги возгорания ликвидированы, власти отчитались лишь в пятницу. Но даже после этого, в субботу, стало известно о том, что горит новый резервуар. И горит он до сих пор, причём уже вместе с пожарными машинами!

Вся эта ситуация, с одной стороны, свидетельствует о неготовности местных пожарных решать задачи такой категории сложности, а с другой – о возможном отсутствие заинтересованности в тушении. Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что на предприятии занимались махинациями – смешивали бензин с присадками и добавками. И всё это прикрывали силовики и представители власти. Ущерб превысил 1 млрд гривен (это примерно 48 млн долларов). Основная версия следствия – поджог. Нефтебаза фигурировала в одном заведенных МВД уголовных дел.

На таком горящем фоне даже тема военного конфликта на юго-востоке страны стала отходить на второй план. Однако непризнанные республики сделали сенсационное заявление: объявили о готовности вернуться под крыло Украины. Разумеется, выдвинув условия: финансирование из государственного бюджета и широкая автономия, дающая право самостоятельно назначать руководителей всех ветвей власти.

Как отреагировали на предложение ДНР и ЛНР в Киеве и какова сейчас ситуация на прифронтовой территории с обеих сторон?

Луганская область. Всю линию фронта со стороны Украины охраняют специальные милицейские батальоны. Они отвечают за порядок на блокпостах и за безопасность в городе. Бывшие следователи и участковые давно отвыкли от кабинетов.

Правда, в отличие от армии, могут использовать только автоматы и пулемёты.

Дмитрий Клюшин, и.о. начальника штаба батальона «Киев-2»: «Нам дремать не дают, тем более, что недавно произошла ротация у нашего неприятеля. И они новые, свежие силы бросают на то, чтобы проверить нашу боеготовность. Это один из наших таких опорных пунктов, в этих кунгах находятся кровати – жилые места для наших ребят, они здесь отдыхают. Опять же – печка. В принципе, аккумулятор сейчас сняли, свет у нас есть. Так, что мы тут крепко держимся и хорошо вкопались. Нас отсюда не выкуришь ничем».

Стороны по-прежнему находятся в ожидании полномасштабной войны, а пока с завидной регулярностью обнаруживают диверсионно-разведывательные группы противника.

Так называемые добровольческие батальоны сформированы из тех, кто отправился воевать по зову сердца, а не по повестке, тоже подчиняются Министерству внутренних дел. Одно из таких формирований – «Азов» – на этой неделе оказалось в центре скандала. США отказались тренировать их бойцов и предоставлять им оружие. Конгрессмены обвинили «Азов» в неонацизме и фашизме.

Уже две недели жители Донецка и окрестностей тревожно прислушиваются к звукам ночной канонады. И, как прошлым летом, снова чувствуют себя словно на пороховой бочке. Посёлок Александровка – новая горячая точка, за которую борются украинские войска и ополченцы.

Владимир, житель посёлка Александровка: «Три дня назад отсюда прилетело, потом отсюда. Я не знаю, что делать! Мне повезло, я на работе был в 9 утра, я не знаю, как тут оставаться, я в шоке!»

От дома Владимира за несколько часов остались руины. Показывая разрушения, мужчина делится планами о том, как всё восстановит. Другого выхода он и его семья не видят – помочь переехать из «горячей точки» местным никто не предлагает.

Зато звучат глобальные предложения по урегулированию конфликта. На этой неделе самопровозглашённые республики заявили о возможности вхождения в состав Украины на условиях автономии. И даже предложили изменения в конституцию Украины.

Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», по предложениям ДНР и ЛНР, должен действовать без временных ограничений. Ключевой момент – децентрализация всей страны. В ДНР свою инициативу объясняют тем, что действуют исходя из Минских договорённостей. По ним, действительно, вопросы децентрализации Киев должен решать совместно с руководством спорных регионов. Но в Киеве ситуацию видят иначе. На Донбассе должны пройти местные выборы по украинским законам. И только тогда наступит время «особого статуса».

Эдуард Байсурин, заместитель министра обороны ДНР: «Мы предложили свой вариант переговорного процесса и своё видение. Было это сделано и украинской стороне отослано. Насколько я знаю, украинская сторона пока негативно к этому относится. Они говорят, что будут разговаривать только с украинским Донбассом и не воспринимают нас как переговорщиков. Это удивляет».

Киев же сейчас, похоже, склонен не к переговорам, а к войне. Президент Порошенко заявил, что к середине лета закончат возводить фортификационные сооружения. Противоборствующая же сторона воспринимает стены и рвы на границе как нежелание снова присоединять взрывоопасные территории.

Эдуард Байсурин, заместитель министра обороны ДНР: «Де-факто они определяют, что данные районы уже Украине не принадлежат, они стоят новую государственную границу. Об этом никто не говорит почему-то, но это факт».

При этом товарная кооперация между конфликтующими сторонами продолжается. Особенно бойко идёт продажа угля, который снова возят составами. По сути, благодаря этому украинский Донбасс не погрузился во тьму. Местные ТЭЦ могут работать только на угле той марки, которую добывают в шахтах непризнанных республик. Одна беда – сбывают «чёрное золото» вполне по-украински – полулегально, через фирмы-посредники. Торговать напрямую всё ещё запрещено.

Геннадий Москаль, губернатор Луганской области: «Нашли они путь поставлять уголь на свою электростанцию, платя налоги полностью в казну Украины. Оставьте их в покое».

Геннадий Москаль совсем недавно в присутствии видеокамер показательно останавливал фуры с пивом, едущие на территорию ЛНР, призывая не кормить сепаратистов. Сегодня губернатор поменял тактику и предлагает «выманить» малый и средний бизнес с неподконтрольных Украине территорий. Приманка – снижение налогов и таможенных сборов, с таким предложением он на днях обратился в Верховную Раду.

Геннадий Москаль, губернатор Луганской области: «И мы бы оставили эту ЛНР вообще без бизнеса, без войны, они бы подняли руки вверх, вышли бы на границу и сказали, как под Сталинградом в 41-м – мы сдаёмся!»

Только вот сдаваться никто не спешит. Случайно или намеренно, практически сразу после смелого заявления луганского губернатора, был взорван один из основных железнодорожных путей, по которому уголь из Донбасса перевозят в Украину.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Елена Солодовникова
География:
Украина