Надо быть ближе к людям, и они к вам потянутся. Именно такая мысль заложена в новой редакции Директивы №2 о дебюрократизации госаппарата. Указ подписан 23 марта. Отныне все людские проблемы чиновники должны решать на местах, даже предоставлять услуги в сельском хозяйстве или строительстве, а граждане, в свою очередь, смогут оценить качество проделанной работы.

Татьяна Агнистикова, жительница д. Волколата: «По любому вопросу: надо вспахать, надо картошку привезти, надо копалку – всё, что нам нужно, мы всегда обращаемся к директору совхоза».

И как можно по-другому, в небольшой деревне Волколата Витебской области даже не представляют. Люди привыкли, что раз в месяц здесь проводят день сельсовета, когда все, от кого зависит жизнь деревни, приезжают сами – а люди спешат на встречу, чтобы рассказать о своей проблеме и тут же получить помощь.

Анатолий Сивко, депутат Докшицкого районного совета депутатов: «Здесь один коллектив, одна дружная семья, все знают друг друга соответственно, все вопросы мы решаем всей командой, всей дружной командой, потому что все понимают, что нужно помочь».

Так, прорыв водопровода в доме Татьяны Агнистиковой быстро устранили всем миром. Без письменных обращений, хождений по кабинетам и долгого ожидания. Причём такие человеческие отношения между людьми и властью – норма. Причём никаких дополнительных подвигов от чиновников не требующая. Но, как показывают жалобы, что текут рекой из регионов в Минск: в Комитет госконтроля, правительство и в приемную Президента, – многие обладатели уютных кабинетов забыли, в чём суть их работы на местах.

Начало масштабной войны с бумажной волокитой и нерасторопностью чиновников положила Директива Президента о Дебюрократизации госаппарата, принятая ещё 8 лет назад. Документ должен был упростить жизнь простым людям. Эту задачу частично удалось выполнить благодаря службе «Одно окно».

Андрей Янголов, житель г. Минска: «Всегда доставляло большие трудности дождаться чиновника, а они всё время в чаевых перерывах, проще одно окно».

Когда только появилась служба «одно окно», специалисты принимали документы лишь по десяти административным процедурам. Сейчас единый перечень увеличился до 142.

Александр Ефимов, директор Минского городского агентства обслуживания населения: «Задача стоит в создании многофункциональных центров, чтобы в одной точке были сосредоточены все услуги. Чтобы помимо службы «одного окна» в одной администрации размещались представители агентства по госрегистрации и земельному кадастру и расчётно-справочных центров».

Услуга оказалось востребованной, особенно среди горожан: только за последние два года ею воспользовались более полумиллиона человек. Но, конечно же, люди хотят от чиновника – любого уровня – большего.

Александр Богаевский, индивидуальный предприниматель, г. Минск: «Там можно получить информацию, но её нужно правильно писать, а не просто повесили указ, надо, чтобы было всё понятно. Разъяснить, сделать понятным языком для обыкновенного человека. Пожелание молодым специалистам – больше быть компетентными и знать своё дело, а то если кто-то не знает информацию, приходится бегать и терять время».

И вот в начале недели вышел указ о внесении изменений и дополнений в ту самую Директиву о дебюрократизации. Цель – повысить качество жизни населения.

Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси: «Приближение власти к народу, личные приёмы граждан по средам, “Прямые линии” по субботам, выездные встречи не реже раза в квартал. Если вопрос входит в компетенцию данного госоргана или должностного лица и не требует дополнительной проработки, он должен решаться незамедлительно!»

Депутат Наталья Кучинская в прошлом – госслужащая. Признаётся: поначалу боялась, что с таким количеством инструкций и законов чиновник будет так загружен и зарегулирован, что у него просто не останется времени, чтобы вникнуть в суть проблемы каждого человека. Но из личной практики поняла, что всё дело в самоорганизации. Сейчас половина рабочего времени уходит на законотворческую деятельность, вторая – на работу в округе. За прошлый год к ней за помощью обратились 136 человек. Депутат Кучинская уверяет, что как бывший чиновник, привыкла всё документировать.

Наталья Кучинская, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «У меня есть свой собственный депутатский мониторинг и какие остаются на депутатском контроле. Какие-то вопросы, которые идут к нам, депутатам, могли бы быть решены просто на месте специалистом, будь он чуть-чуть внимательнее».

Депутаты – а обновлённая директива касается и их работы тоже – вообще оказались самыми продвинутыми в работе с населением. Так, Дмитрий Шевцов, в прошлом главврач одной из поликлиник Минска, уже полгода ведёт собственную страничку в Интернете. Выкладывает в ней информацию о депутатских инициативах и новых законопроектах, заслуживающих публичного обсуждения. Таким образом, депутат доступен практически круглые сутки.

Дмитрий Шевцов, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Человек может мне написать, связаться по электронной почте, заполнить бланк вопроса. Человек приходит на приём подготовленным».

В идеале, и это предусмотрено Директивой, так же доступны должны быть и госслужащие. Но, в отличие от Дмитрия Шевцова и ещё 24 парламентариев, имеющих электронную приёмную, официальные сайты некоторых министерств и ведомств оставляют желать лучшего. Время берёт своё – и наши чиновники постепенно начинают общение с населением в соцсетях. Странички Мингорисполкома, как первые ласточки, появились в «Фейсбуке» и «Твиттере». Сразу с появлением мэра – Андрея Шорца.

Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси: «Сегодня широко развиты Интернет, социальные сети, много отсылок, и поэтому на сайтах госорганов должна быть размещена информация о самых востребованных сайтах, нужно актуализировать информацию о самом госоргане, чтобы она была понятна и была в актуальном состоянии. Важно, чтобы люди знали, кто этот орган возглавляет».

Правда, обещают в правительстве, с января 2017 года большинство административных процедур во всех министерствах и ведомствах будет осуществляться только в электронном виде. Возможно, это станет хорошей прививкой. Как от бюрократии, так и от коррупции.

Дмитрий Шевцов, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Сейчас по Интернету, во-первых, всё фиксируется, всегда можно отследить путь этого документа, и даже для меня, если не получается в течение рабочего дня ответить, могу на выходных открыть обращение и просмотреть».

Одной из первых на электронный формат работы перешла 34-я поликлиника Минска. С появлением собственного сайта живая очередь в регистратуру поликлиники сократилась на 45%. Теперь через Интернет можно получить консультацию врача, заказать талон или выписку из амбулаторной карты.

Наталья Дергач, главный врач 34-й поликлиники г. Минска: «В течение 4 лет рецепты льготные выписываем через программу, сейчас разрабатывается электронный рецепт на пластиковую карточку, будет внедрён во всей стране».

Ещё одно требование Директивы – оказывать как можно больше услуг населению, в том числе на платной основе. Эту меру в могилёвском стройтресте №12 назвали своевременной. Накануне организация стала управляющей компанией целого строительного холдинга: 2 000 работников, собственное производство стройматериалов, проектное бюро и внушительный парк техники.

Дмитрий Морозов, генеральный директор Строительного треста №12 г. Могилёва: «Сказать честно, объёмы работ были велики, не хватало ни времени, ни возможностей работать с мелкими заказами. Сейчас ситуация поменялась, мы меняем политику и готовы работать с небольшими заказами граждан. Пишут заявление на технику либо стройматериал, мы делаем расчёт стоимости с минимальными наценками, это значит, никаких сверхприбылей, то есть практически с нулевой рентабельностью мы готовы для населения оказывать услуги».

Итак, обязанности чиновника прописаны. Прав у граждан всё больше. Не сложится ли у некоторых категорий населения ещё больше иждивенческих настроений – мол, двери кабинетов буду открывать ногой, потому что отныне мне все должны? Ведь ни для кого не секрет, что есть так называемые профессиональные жалобщики. Смысл жизни которых – скандалы в приёмных и написание огромного числа писем по поводу и без.

Наталья Кучинская, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Сейчас мы работаем над законом об обращении граждан. Где вот таких профессиональных жалобщиков можно будет наказать рублём, если они отрывают от работы чиновников, которые отрываются от госзадачи».

И всё же оценить эффективность новой работы чиновников планируют не по их отчётам, а по рейтингу у населения. Разработку методики получили аппарату Совмина. Правда, механизм ещё не прописан и вызывает в экспертной среде самые жаркие споры.

Наталья Рябова, социолог: «Если рейтинговая система будет влиять на оплату госслужащих, то, я думаю, очень немедленно скажется эта мотивация. Я думаю, что если будут прецеденты эффективного решения проблем на нужном уровне и не надо будет ходить к министру по поводу каждой протекающей крыши и неотремонтированного подъезда, то со временем граждане поймут – это есть тот уровень, на котором вопросы должны решаться, и не надо писать сразу Президенту».

Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси: «Рейтинговая система. Это палка о двух концах: с одной стороны – чиновник, с другой – человек, и здесь должно быть встречное движение и взаимоуважение. Права, обязанности и участие в финансировании расходов государства. Нельзя от государства требовать всё и вся и обеспечивать себя и свою семью самостоятельно».

Инна Ромашевская, эксперт по вопросам государственного управления: «Весь перечень мер во вносящем дополнения указе очень интересный! Начиная с электронного правительства и заканчивая нововведением – рейтинговой системой. Но теперь самое интересное – как он будет реализовываться».

Дмитрий Шевцов, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Здесь надо качественно выработать маркеры и критерии, по которым будет оцениваться качество, а оценка должна быть и общественное мнение, насколько упрощается механизм, но он должен быть понятен обеим сторонам отношений.

Большая роль в Директиве Президента по дебюрократизации отведена и средствам массовой информации. Отныне репортажи или статьи, в которых журналисты будут рассказывать о бездействии, неправомерном поведении чиновников или грубом нарушении законных прав граждан, будет являться прямым сигналом власти для немедленного реагирования и привлечения виновных к ответственности. А это может стать темой уже нового материала.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram