Эта неделя может служить наглядным примером того, как переплетены, тесно связаны между собой международные и внутренние события. Накануне своего отъезда в Нью-Йорк Александр Лукашенко был сосредоточен, казалось бы, на чисто внутренних вопросах. Он посетил Белорусский металлургический завод, в стенах которого была торжественно открыта новая технологическая линия. Казалось бы, сделано главное  построено современное производство, созданы рабочие места. Осталось только прибыль подсчитывать.

Но из-за того, что в Китае в этом году упал спрос на металлопрокат, упала и его мировая цена. И та рентабельность, которая изначально была заложена в бизнес-план БМЗ, стала невозможной. Кредиторов, как вы понимаете, подобные объяснения не сильно интересуют. Они требуют расчёта. А стоимость проекта, на минуточку, около $400 миллионов. Вот и пришлось металлургам обращаться за помощью к Главе государства.

«Если попал в металлургию, больше нигде работать не сможешь – затягивает…»

То, что затягивает,Александр Шохин подтверждает не только собственным примером. Сам профессии ни разу не изменил, более того, теперь и оба сына знают, как закаляется сталь. На Белорусском металлургическом Шохин с первого дня его работы или, как говорят, с первой плавки.

В Советском Союзе строили с размахом, с прицелом на всю огромную страну. После развала СССР Беларуси пришлось самостоятельно налаживать экономические связи, искать партнёров, диверсифицировать производство. То есть продавать не просто стальные заготовки, а более дорогую, технологичную и востребованную продукцию: арматуру, металлокорд, бесшовные трубы (этот цех запустили не так давно, в 2007-м). Так завод, прирастая новыми производствами, наращивал «мускулы» и зарабатывал авторитет. И сегодня в географии экспорта более 50 стран.

Запуск нового стана – для металлургов событие особое и волнительное, достойное участия президента. Через мгновение цех оживает, оборудование в сотни миллионов долларов приходит в движение.

150 метров в ширину и почти километр в длину. Новый цех, по сути, это высокотехнологичный завод или даже целый производственный город. А вот (см. видео – прим.ред.) его главная магистраль. Сравнение с дорогой не случайно – по этому стану заготовка местами разгоняется до 430 километров в час. Для сравнения: это рекорд скорости самого быстрого серийного автомобиля.

Важнее, впрочем, цифры экономические. За время прохождения по конвейеру металл дорожает в полтора-два раза. Такова разница в стоимости бруска на входе, который выплавляют здесь же, и катанки, сортового проката или арматуры, на выходе. И уже эта продукция становится основой железобетонных конструкций, крепежей, автомобильных компонентов (трансмиссии, двигателя, тормозных систем).

Среди заказчиков БМЗ  ведущие мировые автоконцерны: немецкие Mercedes, BMW, Volkswagen, итальянские Fiat и Iveco, французские Peugeot и Citroen, российские КамАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ. Да и собственные бренды – МАЗ, БелАЗ, МТЗ – будут обеспечены своей сталью.

Пётр Лукьяненко, начальник сортопрокатного цеха №2 Белорусского металлургического завода: «Мы имеем полный портфель заказов по этому году на все виды продукции. Мы видим большой спрос».

Спрос на продукцию БМЗ есть, но в очередь за ней не становятся. Сегодня на рынке условия диктует покупатель. Ведь дешевеет не только нефть, но и металл, а также продукция из него.

Вот динамика (см. видео – прим.ред.) цен на арматуру, которая подешевела вдвое. То есть рентабельность нового производства будет не столь велика, как ожидалось. А предприятию необходимо обслуживать кредиты. Решение именно этой проблемы – главный мотив рабочей поездки Президента в город металлургов. Александр Лукашенко обещает поддержку (проект указа готовится), но руководство и коллектив завода должны выполнить несколько условий, главное из которых – снизить издержки производства.

Единственное, где не стоит экономить, – обновление производства. В модернизацию за последние 3 года завод вложил без малого миллиард долларов, сократил импорт, снизил вредные выбросы. Тем не менее, в правительстве говорят: если бы не новые цеха (метизный, трубный, сортопрокатный), для Белорусского металлургического была опасность перейти в категорию банкротов. Отсюда и долгосрочная задача: модернизировать имеющиеся мощности и постоянно совершенствовать новые. Без этого ни сегодня, ни завтра не обойтись любому предприятию. Тем более такому, как БМЗ. Один из мировых лидеров в своей отрасли, он обеспечивает 15% валютных поступлений в страну. А при таких вложениях в его перспективу у Белорусского металлургического просто нет права терять свой статус.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram