«Город завтрашнего дня»: выставка, посвящённая архитектуре советского Минска и не только

К столетию Баухауса и УНОВИСа. Влияние всемирно известных школ авангарда на советскую архитектуру 50-80-х годов анализируют в столичном Дворце искусства. Сегодня первые посетители увидели «Город завтрашнего дня». Минск, Баку, Бишкек (ранее Фрунзе), и, конечно же, Москва – герои передвижной выставки Гёте-Института. С каждым новым адресом экспозиция будет расширяться. Всё-таки СССР занимал шестую часть суши. 

Само здание главной галереи страны уже как экспонат. Стройка светлого будущего, новаторский арт-объект из бетона, стекла и керамики. Открыли в 1973 году. Сегодня под Дворца заманчивыми сводами «возводили» показательные районы, кварталы, жилые массивы эпохи типовых «хрущёвок» и «брежневок». Архитектура выставки в одной фразе – ещё 1920-х – «думайте головой, а не линейкой». 

Монтируют экспозицию по блокам: власть, промышленность, образование, отдых. Чуть ли не в любом постсоветском городе есть свои Черёмушки. Но с локальными характеристиками. Узнавать по фотографиям, где стоят серийные дома, начали в Ереване. С нашей стороны сокуратор выставки – изыскатель советской культуры, который объясняет миру «Минский феномен». Этажом выше.

Неизвестные шедевры (даже для минчан) – микрорайон на Волгоградской, застройка бульвара Толбухина, Серебрянки и Зелёных Лугов. «Восток-1» вышел на зависть Москве. Хотя и без садов на крыше, как в проекте. Советский функционализм второй половины 20-го века, фактически, бэкграунд к межвоенному конструктивизму, достижениям арт-школ Веймара и Витебска.       

Эталоном советского модернизма называют постройку 1966 года – минский Дворец спорта. Первый в СССР универсальный зрелищный зал. Его брутальные формы повторили в Челябинске, Волгограде, Днепре. Вроде всё есть, но чего-то не хватает. На фронтоне так и не появился мурал великого французского авангардиста Фернана Леже. То ли сэкономили, то ли испугались.

Элементы международного арт-проекта – экскурсии, дискуссии, лекции, киносеансы. Лучшие зодчие (от Бреста до Владивостока) десятилетиями пытались сказку сделать былью. Мы же просто привыкли, не замечаем, что и сегодня вокруг «Город завтрашнего дня». Минск – вторая точка на карте передвижной выставки. На очереди Москва, Киев, Тбилиси. Однако, так – это только здесь.     

Подписывайтесь на нас в Telegram