Знакомство с супертехникой прошло 11 августа на испытательном поле хозяйства «Александрийское» Шкловского района. Дмитрий Семченко знает подробности.
Кадры классики «Беларусьфильма» 40-летней выдержки. На полях страны безраздельно правит комбайн «Нива». В 80-х его потеснит другая советская легенда – «Дон 1500». А в 90-х им придётся поработать гораздо дольше отмеренного конструкторами срока, когда едва сводившие концы с концами хозяйства, лишь мечтали о перевооружении. Иностранные комбайны были не по карману, а своих не было. Обе машины выпускал «Ростсельмаш». Тогда ещё советской Беларуси доверили только кормоуборочные комбайны.
Самоходный кормоуборочный комбайн образца 1988 года. Советский Союз уже трещал по швам, и будущее Гомельского завода было очень туманным. В 30 шагах от своего предка нынешние детища «Гомсельмаша». Каждый шаг – это год технической эволюции. Независимая Беларусь смогла не только сохранить одну из самых сложных отраслей машиностроения, но и вывела её на мировой уровень.
Белорусские комбайны теперь по праву царят не только на своей земле, но и продаются почти в 40 странах. Теперь за плечами конструкторов десятки разных вариантов машин во главе с суперкомбайном. В прошлом году Президент поручил создать не просто зерноуборочную машину, а сельскохозяйственный «космический корабль».
Геннадий Кот, механизатор предприятия «Туровщина»: «GPS-навигатор, вот это – контур нашего поля, вот это – проход комбайна, наводится автоматически, и комбайн может двигаться без механизатора».
Мнение комбайнеров определяющее – именно им работать на этой технике, но всё же тест-драйв Президента наиболее волнительный, признаются конструкторы. Александр Лукашенко досконально разбирается в сельском хозяйстве, поэтому, чтобы произвести на него впечатление, красивой картинки не достаточно, особенно если испытания проходят на малой родине Президента – знакомой до бугорка земле под Александрией.
То, что за такими комбайнами будущее, говорит и конъюнктура мирового рынка, на который завязан белорусский экспорт. Подобные машины позволяют сократить количество механизаторов на треть. Только Беларуси ежегодно нужны более 600 новых комбайнов – несложная задача для завода-гиганта.
Главный конвейер завода – самый длинный в Беларуси и один из самых протяжённых в мире. Ежедневно отсюда выезжают десять новых зерноуборочных машин. Впрочем, если организовать работу в три смены – производительность можно увеличить втрое. Такую загрузку в ближайшем будущем может обеспечить комбайн с приставкой «супер».
«Спасибо, что спасли наш завод». Такими словами директор «Гомсельмаша» встречал Президента. Именно Александр Лукашенко настоял на том, чтобы белорусы научились делать зерноуборочную технику. Да. «Джон Дир», «Клас Лексион» – хорошие машины, но их обслуживание называют «золотым» не из-за цвета пшеницы. На запчастях аграрии теряют время и огромные деньги, сопоставимые с покупкой новой техники. С каждым сезоном качество белорусских комбайнов растёт, а «иностранцев» на полях становится всё меньше. Например, в эту уборочную из более чем девяти тысяч зерноуборочных машин, импортных – около 15 процентов. На одного представителя зарубежной кормоуборочной техники приходится четыре белорусских машины. Помимо суперкомбайна в новой линейке есть и более бюджетный вариант, и суперэкономичный, который работает на газу.
Словам молодых и амбициозных конструкторов Президент поверил, но предложил проверить. Вскоре такими газовыми гигантами оснастят отдельно взятое хозяйство на Гомельщине – это будет наглядно и для потенциальных покупателей за границей.
Третий год завод даёт высокую прибыль и готов дальше развиваться. Китай готов предоставить льготный кредит. Президент даёт согласие, но под гарантию возврата. При этом, делая новую технику, нельзя давать гнить старой под забором. Подарить комбайнам вторую жизнь дешевле, чем строить машины с нуля.
Собственный комбайн – драйвер всей белорусской промышленности. Запчасти делают сотни отечественных предприятий. Активно поставляют комплектующие и россияне, при этом второй рукой пытаются утопить союзное предприятие. Вопреки договорённостям в Евразийском экономическом союзе Москва субсидирует из бюджета «Ростсельмаш». Дошло до того, что российские комбайны продают хозяйствам дешевле себестоимости.
В неравной борьбе главная ставка на качество, убеждает Президент коллектив «Гомсельмаша», да, плечо готовы подставить казахские инвесторы, рядом украинская житница, но будущее завода зависит от самих работников.
Задача конструкторам – в кротчайшие сроки дошлифовать суперкомбайн и другие перспективные модели, чтобы пустить в серию уже к следующему сезону. И сразу же браться за новые разработки – скорость технической эволюции выводит простую, но жёсткую формулу – быть первыми.
Подписывайтесь на нас в Telegram