Моряки не умирают – они всего лишь встают на вечную вахту. В этот день 23 года назад произошла самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота – погибла атомная подлодка «Курск». Вместе с экипажем. 118 подводников (в том числе уроженец Беларуси, капитан второго ранга Сергей Дудко) вышли на обычные боевые учения в Баренцевом море. В пункт базирования Северного флота субмарина так и не вернулась. Была безуспешная операция по спасению, долгое следствие и трудоемкий подъем со дна того, что осталось от «Курска». По официальной версии, причиной взрыва на борту стал дефект торпеды. А потому виновных – нет. Это приняли далеко не все семьи подводников. И 23 года спустя многое в той трагедии остается неясным. Андрей Александров – история с погружением.
Лето 2000-го года. Подводная лодка «Курск», наводившая ужас на весь контингент НАТО при одном лишь упоминании, неожиданно пошла ко дну вместе с экипажем. За судьбой 118-ти подводников с замиранием сердца следил весь мир.
На «Курске» прогремели два взрыва в носовой части. Переборки лодки прошли по отсекам, словно поршни, сметая все на своем пути – железо, технику, людей. Те, кто был там, погибли в считанные секунды. Ударную волну остановили переборки реакторного отсека, рассчитанные на бОльшую нагрузку. В уцелевшей части оставались 23 человека. София Петровна, мать старшего помощника капитана «Курска» Сергея Дудко, вспоминает – сын чувствовал неладное за несколько дней до трагедии. Хотела продать квартиру в Пинске и помочь ему с жильем, но сын почему-то отговаривал.
«Курск» сел на грунт на глубине больше ста метров. Экипаж, несмотря на кромешную тьму и холод, боролся за жизнь. И только благодаря этой стойкости катастрофа подлодки не стала ядерной катастрофой.
Выжившие подводники вынесли из турбинных отсеков запас воды, пищи, спасательные средства. И уже из кормового отсека готовились к выходу на поверхность. Но почему не вышли? Из-за специальной оболочки обнаружить «Курск» было невозможно. Скорее всего, экипаж понимал, что в такой тишине их не найдет ни одно судно. Нескольких суток люди подавали сигналы, стуча по корпусу. Металлический звук – единственное, за что могли зацепиться акустики при поисках места крушения.
О катастрофе, случившейся во время учений морского флота, доложили президенту России. Родные и близкие не теряли надежды на спасение экипажа. В зал, где тишину прерывали всхлипы жен и матерей моряков, вошел Владимир Путин.
В какой-то момент экипаж «Курска» прекратил подавать сигналы. Подводники остались внутри. Позже при вскрытии отсека вверх устремились струйки пузырьков воздуха. В отсеках была вода и… никого живого. Нашли лишь предсмертные записки, в которых моряки прощались со своими родными.
Но почему произошел взрыв, который спровоцировал детонацию почти всего боекомплекта? Несчастный случай, столкновение с иностранным судном или торпедирование – что стало причиной гибели подлодки, которая считалась непотопляемой?
Но у специалистов есть и другие версии – во время учений в районе действий «Курска» находились еще три иностранных подлодки.
Гигантскую атомную подлодку размером с многоэтажное здание подняли на поверхность – никто и никогда в мире не проводил ничего подобного. Чтобы отдать дань памяти экипажу, и чтобы попытаться узнать правду о трагедии. Не через три года, как показали технические расчеты, а через год – тела моряков «Курска» предали земле. Их память в семьях и на флоте хранят до сих пор. Хотя многие документы засекречены. Ясно одно: Россия, будучи тогда самым крупным, но не самым крепким осколком некогда мощной державы, навсегда усвоила важнейший урок.
Подписывайтесь на нас в Telegram