Год, который изменил всех. 365 дней с начала российской спецоперации на Украине. Репортаж ОНТ

Россия и ее главный союзник Беларусь все восемь лет пытались решить вопрос мирным путем

Год, который изменил всех. 365 дней с начала российской спецоперации на Украине. Репортаж ОНТ

На неделе исполнился год с момента начала российской спецоперации на Украине. Но ведь это история не только и не столько о противостоянии Москвы и Киева. Это история гораздо глубже, длиннее, больнее. Это история о том, как НАТО, несмотря на обещание 91-го, все эти десятилетия шла на Восток, шла напролом, при этом готовилась к нынешнему конфликту, как признался сам Столтенберг, еще с 2014-го. Это история о том, как те, кто не спал в ту февральскую ночь 2015-го в белорусской столице, когда были достигнуты Минские соглашения, сегодня и глазом не моргнув признаются, что все эти годы вели Украину буквально за руку к войне. Это история о том, как неожиданно (но вполне закономерно) у нас под соседским забором проросли сорняки нацизма; о том, как наших соседи, а ведь на их месте могли быть и другие, стали разменной монетой для тех, кто все эти годы рассчитывал сорвать куш пожирнее. И это еще многим предстоит понять и осмыслить. Это история о том, как на наших глазах появляются очертания нового мира, который уже не будет прежним. И на этой карте и Китай, и Россия, наш ближайший союзник и партнер, становятся новыми мощными центрами силы, с которыми во всем мире придется считаться. Год, который изменил всех – репортаж нашего российского корреспондента Светланы Карульской.


365 дней, которые уже вошли в мировую историю. Каждый из них – тяжелый, кровавый. Но, как показала жизнь, неизбежный. Именно СВО стала тем щитом, который Россия была вынуждена поднять, чтобы защитить себя и своих союзников. И четко ответить тем, кого называла «западными партнерами», – так дальше не пойдет. Мир не должен быть однополярным. И никакой гегемон не вправе трактовать международную безопасность, как вздумается. Расширение НАТО на восток – это угроза, подпитка недружественных режимов по периметру стран, которые США называют «стратегическими противниками», – угроза. Постоянное экономическое давление – угроза. Бесконтрольное наращивание вооружений и игнорирование международных договоров – угроза. Именно Россия решилась на действия, которые поставили под сомнение всевластие Вашингтонского управдома.

Алексей Мухин, директор Центра политической информации«Россию трудно развернуть, если уж она пошла. Говорят, что не надо тыкать палкой медведя, он проснется. Вот, судя по всему, медведь проснулся. Я не знаю, какое впечатление это произвело на западное сообщество, кто-то говорит, что они испугались, кто-то говорит, что, наоборот, медведя нужно забить. Это говорит, что западным странам придется подвинуться в их интересах и "хотелках" в отношении России».

Москва не раз заявляла: СВО – это мера вынужденная. Россия до последнего надеялась – какой-то компромисс возможен. Им могли бы стать, например, гарантии безопасности, о которых просили Запад все полгода до. В ответ США и НАТО дали понять, что им плевать на любые «красные линии». Как, собственно, и на все документы, под которыми все восемь лет западные лидеры, раздувая щеки, ставили свои подписи.

Россия и ее главный союзник Беларусь все восемь лет пытались решить вопрос мирным путем. Ведь для этого и создавались Минские соглашения. Чтобы защитить русскоязычный Донбасс от украинских нацистов, закрепить нейтралитет Украины, не допустить ее сползания под полный контроль Запада и превращения в АнтиРоссию. А главное, чтобы остановить войну. Александр Лукашенко, который всегда был сторонником дипломатии, не раз рассказывал, сколько времени и усилий было потрачено на организацию той встречи, как долго Беларусь боролась за площадку трехсторонней контактной группы по Донбассу. Мы не вмешивались в процесс. Только создавали условия для работы тем, кто хочет искать пути решения проблемы. Оказалось, искренним это было желание только Москвы и Минска. А на Западе нынче модно открещиваться от своих же слов о мире на Донбассе и о том, что альтернативы Минским соглашениям нет. Бывший канцлер Германии Ангела Меркель повторяла это не раз.

Но это тогда, а сейчас ушедшая в политический закат фрау Меркель пытается не выпасть из западного мейнстрима. Вот и в разговоре с российскими пранкерами, думая, что беседует с Порошенко, ее снова пробило на откровения. Мол, Минск нужен был им для того, чтобы потянуть время и подготовить Украину к большой войне. 

Надо сказать, что на Донбассе и тогда не очень верили подписям европейцев и собственного украинского президента. Но надежда была. Ведь в процесс были включены и Путин, и Лукашенко. Уже сейчас, когда Беларусь в 2020-м, с подачи тех же кураторов, пережила похожую попытку организации Майдана, дончане говорят – все и у нас могло бы быть иначе, поведи себя руководство страны в те дни, как наш Глава государства.

Максим Фадеев, режиссер-документалист (Донецк): «Вам повезло. У нас есть пример Беларуси. Если бы наш лидер Янукович тогда адекватно отреагировал, ничего бы не было. Сейчас была бы мирная страна. Мы имеем то, что имеем. Кому-то надавали бы по голове, нескольким тысячам… Но не погибли бы сотни тысяч».

Но чего стоит человеческая жизнь, когда речь идет о мировом господстве?.. С началом СВО «круги» пошли по всему миру. Запад стал проталкивать нарратив об «агрессоре и соагрессорах». В числе последних, конечно, главный союзник России – Беларусь. Весь год нас так же давили экономическими санкциями, пытались втянуть в прямое участие в боевых действиях. Об этом и планы ударов по нашей территории в феврале 2022-го, и постоянные провокации на границе с Украиной, и «Точка-У», выпущенная по Беларуси. Александр Лукашенко ни разу не отступил от своей позиции: союзнику в спину ударить не дадим и, если понадобится, будем защищаться.

И соседи об этом знают. Хочешь мира – готовься к войне, Минск не стесняется говорить об этом. И укреплять оборону. У нас развернута региональная группировка войск Союзного государства, Беларусь получила С-400, которая работает на всем воздушном пространстве Беларуси, и комплексы «Искандер», работающие в радиусе 500 километров.

Александр Шпаковский, политолог: «В целом международная обстановка имеет тенденцию к эскалации. На сегодняшний день вряд ли можно говорить, что стороны конфликта, в первую очередь коллективный Запад и Киев, как инструмент в его руках, нацелены на поиск некоего компромиссного решения. В Беларуси мы эту ситуацию не можем игнорировать. Мы вынуждены принимать симметричные ответы. Прорабатывать, усиливать обороноспособность нашей страны, Вооруженные Силы, то внимание армии, которое уделяет Президент, руководство нашей страны вовсе не означает, что Беларусь изменяет своим принципам миролюбивой политики. Но наше миролюбие не стоит воспринимать как жертвенность».

К слову, еще год назад, когда специальная военная операция уже началась, Минск не терял надежды, что все-таки можно договориться. Снова предложив Беларусь, как переговорную площадку.

Алексей Авдонин, политолог: «Беларусь в этом контексте всегда не протяжении этого года придерживалась идеи о том, что война, вооруженный конфликт всегда заканчивается и после этого надо договариваться. И важно нам, славянам: белорусам, русским, украинцам – договориться самим без какого-то внешнего воздействия. Мы видели, что, с одной стороны, Киев был готов на мирные переговоры, и мы знаем, что Беларусь предоставляла свои площадки для того, чтобы встречались и украинская и российская сторона на нашей территории, вели переговоры, но, как известно, они не привели к мирному разрешению конфликта, потому что не был заинтересован главный заказчик – Вашингтон и Лондон».

Потому что цель у них другая. Не мир на Украине, а поражение России. Ведь обучение ВСУ натовскими инструкторами, западное вооружение – все это было задолго до начала СВО. Киев мотивировали на войну с Москвой. Если все начиналось с «Джавелинов» и «Стингеров», то сегодня страны НАТО, включая когда-то сомневающуюся Германию, уже поставляют Украине танки, обсуждают вопросы предоставления боевых самолетов и дальнобойных снарядов и ракет. Россия должна быть побеждена на поле боя – весь год, как мантру, повторяют западные политики. Даже нынешняя Мюнхенская конференция по безопасности была совсем не похожа на диалог о мире, а напоминала антироссийский шабаш.

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Многие задаются вопросом, не несет ли военная помощь Украине риск эскалации конфликта. Я могу сказать: свободных от риска вариантов нет, но риск победы Путина гораздо выше».

И этих политиков абсолютно не интересует то, что думают граждане их собственных стран. В том же Мюнхене во время проведения конференции по безопасности немцы вышли на улицы против расширения НАТО и поставок оружия Украине. Европейцы, несмотря на глухое информационное эмбарго на новости из России и Беларуси, начинают понимать, что их взяли в заложники нечистоплотных политических игр. Правду люди начинают искать сами.

Ольга Кирий, военный корреспондент: «Западный зритель просыпается. Если он себя уважает, то он начинает думать сам, а те, кого отучили думать, тех мне просто жаль. Западный зритель – они связываются с нами в соцсетях, у нас очень много друзей в этих странах, нет такого, чтобы какая-то страна была против нас, против нас их правительства».

Именно западные правительства хотят, чтобы Россия развернулась. На 360 градусов – об этом, например, мечтает министр иностранных дел Германии Анналена Бербок. Безграмотно. Впрочем, как и многие другие действия Запада, которые трудно объяснить логически. Как, например, можно оправдать взрывы «Северных потоков»? Подробности недавно опубликовал американский расследователь Сеймур Херш. Бомбы, по его данным, заложили американские водолазы летом 2022-го под прикрытием учений НАТО, а активировали их спустя три месяца норвежские специалисты. Пентагон, конечно, свою причастность отрицает. Но разве можно верить многократно совравшему?..

Василий Небензя, постоянный представитель России при ООН и в Совете безопасности ООН: «Все же раньше для того, чтобы подрывать иностранные трубопроводы, находящиеся в собственности государств, с которыми Соединенные Штаты не находятся в состоянии войны, они не опускались. И вот этот день настал. И он, возможно, станет предвестником эпохи, в которой трансграничные и трансконтинентальные коммуникации станут законной целью для операций, направленных на ослабление тех или иных государств».

Этими целями могут стать и Турция, и Индия, а главное – Китай. Страны, которые также, по мнению Вашингтона, несут угрозу мировой гегемонии. Те, кто если и не поддерживает открыто Россию в СВО, но солидарен в стремлении к многополярности. Кроме того, Ближний и Средний Восток все больше заявляют о своем особом мнении, не совпадающем с политикой Запада. Так что происходящее на Украине – лишь часть сложных процессов в области безопасности в Евро-Атлантическом регионе. Значит, провокаций и криков об угрозе, которую несет каждый «несогласный», в первую очередь Россия, будет все больше.

Борис Корчевников, член Общественной палаты России, генеральный директор первого общественного православного телеканала «Спас»: «Эту тьму просто надо пройти. После Голгофы всегда наступает Пасха. И когда она наступит, мы обалдеем от того, как раскроется целый хор голосов, которые начнут говорить правду».

Это не наступит завтра. Но уже сегодня Россия предпринимает шаги в соответствии со своими национальными интересами, чтобы этот день приблизить. Больше никакого доверия Западу. Приостановка участия в договоре о стратегических наступательных вооружениях – тому пример. Так будет во всем. Никаких уступок – только паритет.

Войдя во второй год специальной военной операции, уже ни у кого нет сомнений, что продлится она еще не один месяц. Россия заявила о своем праве быть сильной и вправе отвечать на возникающие в ее отношении и в отношении ее союзников глобальные угрозы. Пусть это даже повлечет планетарное изменение системы отношений и придется поднимать ставки. Да и если разворачиваться, то только на 360 и идти, как и прежде, только вперед! 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская