Брест. Буквально недавно мы рассказывали и показывали, как преобразился этот областной центр. Но ведь за этим комфортом, созданным для жителей и гостей города, стоит огромная работа. Ведь это не просто решили и построили. Любые перемены в планировании территорий – это, прежде всего, экономические исследования, на основании которых градостроители предлагают свое видение развития. И да, зачастую, чтобы создать что-то новое, современное, что вполне отвечает времени, в котором мы живем, приходится идти на жертвы и сносить иногда единичные строения, а иногда и целые кварталы.
Жители нового квартала на улице Щорса в Гродно полны и новых идей: украсить стены домов и подъезды рисунками, высадить палисадники во дворах, открыть на лето уличный кинотеатр и поставить теннисные столы. А всего пару лет назад на этом месте стояла заброшенная военная часть: все зарастало бурьяном, в зданиях жили бомжи.
Этот квартал – пример удачного подхода к наведению порядка на земле. Гектары пустующих казарм в приграничном Гродно – наследие советского прошлого. Теперь такие забросы массово сносят, а на их месте строят современные кварталы. Градостроительные проекты подлежат общественному обсуждению. Разрабатывается детальный план, размещается объявление о проведении общественных слушаний на подъездах жилых домов, на сайте администрации, в СМИ.
Специально созданные комиссии обследуют здание и определяют степень износа его конструктивных элементов. Она должны быть не менее 70%. В противном случае – жилье считается ветхим и подлежит сносу.
Граждане могут сами обратится в местное ЖЭУ, если считают свое жилье непригодным для проживания, специалисты проведут исследование – в каком состоянии находиться квартира, дом или квартал.
Если дом признан ветхим, власти в течение одного года должны принять решение о выделении собственнику жилого помещения квартиры коммерческого использования или выплатить эквивалентную денежную компенсацию. Нередко под снос попадает жилье, которое совсем нельзя назвать ветхим. Просто территория необходима для нужд города – строительство новой ветки метро в Минске, например, или возведение современной транспортной развязки как это было в городе Бресте. И хорошо, когда решили и сделали, но ведь бывает и так, что планы не реализовываются. Вроде и под снос определили квартал, вот уже и участки должны изъять, выделив новое жилье, да реализация проекта по разным причинам откладывается. И тут вот владельцы домов зачастую становятся заложниками ситуации. Делать ремонт, соорудить пристройку, починить крышу – стоит ли улучшать то, что скоро пойдет под снос, да и можно ли по закону?
Комфортные условия проживания в городах закладываются в генпланы. Город-герой Брест к своему тысячелетию получил свой главный градостроительный документ. Обновленный, экономически выверенный. Здесь учтены все аспекты связанные с развитием исторической части города, оптимизацией транспортной системы, сохранением природного ландшафта. Сейчас город будет развиваться несколько в ином направлении, нежели раньше. Ставка – на компактность
Сохранение природного каркаса и развитие рекреационных функций актуально не только для Бреста. На территории в окружении столицы по всему периметру создаются зоны отдыха, которые будут связаны прогулочной трассой. Чтобы в течение выходного дня минчане могли провести время с семьей в разных уголках пригорода.
Развитие пригородов Минска происходит планово. За пределами первой МКАД возникло множество проблем по инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре. Разгрузить столицу должны новые пути сообщения Минска с ближайшими населенными пунктами.
Численность проживающих в них людей уже достигает несколько десятков тысяч. Например, городской поселок Боровляны требует развитие собственной инфраструктуры.
Столица переживает реконструкцию территорий промышленных зон, военных городков, кварталов усадебной застройки. Очень сложный и дорогой путь. В отличие от Москвы, реновация в Минске проходит постепенно. Главное это эффективное использование уже существующих городских земель.
84% населения Беларуси живет в городах. Это средний уровень урбанизации по планете. Проблема состоит в равномерном расселении по территории республики. Люди едут в города, чтобы у них были комфортные условия, обеспеченность социально-бытовыми объектами и хорошая транспортная доступность. Чтобы население расселить равномерно, нужно создавать комфортные условия проживания не только в городах. Этому должен способствовать и новый административно-территориальный раздел страны. Проект деления территории Беларуси по принципу районы, а не области, придаст импульс для роста и развития новых центров.
Подписывайтесь на нас в Telegram