Выставка-исследование – беспрецедентный случай объединения самых разных отечественных художественных течений. Вклад в «национальный архив» сделали полсотни авторов, которые работают как в стране, так и за рубежом. Некоторые объекты создавались прямо на площадке культовой столичной галереи «Ў».
Обычно публика ходят смотреть «на» картины. Он же разрешил ступать «по» холсту. Это был «ковёр» для Венецианской биеннале. Белорус по крови и по духу – один из самых известных, дорогих и оригинальных художников Польши. Студии таких мастеров уже сами по себе арт-объекты. Тарасевич сделал дело, убрал за собой (после съёмки).
Лявон Тарасевич, художник: «Часта раблю рэчы, якія звязаны канкрэтна з архітэктурай месца. Знайшоўся куточак, у якім нікому проста не перашкаджаеш. І другія не перашкаджалі. Калі выйдзеш з гэтай галерэі, то пабачыш усе колеры вакол нас».
Творец объяснил посыл оригинальной работы «Без названия». Секрет абстрактной живописи в восприятии. Под каким углом будут изучать 200 предметов определяли кураторы. Экспозиция – вдоль некогда заводских стен, не касаясь их. Даже граффити.
Андрей Дурейко, художник, куратор проекта ZBOR In Progress: «Мы з думкай аб незалежнасці рабілі гэтую выставу, але, можам сказаць, што незалежныя думкі паўсталі яшчэ ў 1980-я гады. Глядзім больш сур’ёзна на рэчы, якія могуць мець перспектыву. Таму і выстава называецца "У прагрэсе"».
«...In Progress» – это тема нового вернисажа, который продолжает ZBOR в Белостоке и Киеве. Четыре года назад группа энтузиастов начала формировать архив истории современного белорусского искусства. Оказалось, лишь 5% «актуальных» фамилий – в госколлекциях.
Максим Тыменько, художник, куратор проекта ZBOR In Progress: «На каждом информационном постере у нас есть ещё QR-код, который отсылает зрителя к пространству Интернета. Вся эта экспозиция выстроена на основе online-ресурса».
500 квадратных метров, полсотни художников разных поколений… 35 лет опытов, экспериментов. Без них наш мир был бы скучнее. Для тех, кто не понимает, но хочет, организованы лекции, мастер-классы, кураторские экскурсии.
«Остановись, мгновение, ты прекрасно!» – Гёте мечтал, а современники смогли. Не стена, а 18-метровый экран для презентаций. ZBOR включает образцы современного саунд-арта, веб-арта... Редкие кадры первых отечественных перформансов и художественных акций.
Проект ZBOR – основа для музея белорусского актуального искусства. Его не хватает и Минску, и регионам. Такой локомотив способен тянуть за собой не только общество, а порой и экономику. Музей Гуггенхайма превратил отсталый испанский Бильбао в город, куда публика со всего мира едет смотреть «на» и ступать «по» картинам.
Подписывайтесь на нас в Telegram