Здоровье и экономика – два важнейших понятия в жизни каждого из нас. И, пожалуй, впервые эти два понятия информационно идут так близко друг к другу. Впервые решения в каждой из этих сфер настолько влияют на последствия в другой. И, наверное, впервые в истории практически все выпуски новостей в мире сосредоточены на этих двух важнейших темах, которые стали сегодня краеугольными в формировании президентской повестки дня.
Уже не секрет, что после всего нескольких недель карантина многие страны спешно пересматривают подход к реагированию на пандемию. Очевидно, здесь нужен не тотальный карантин, а баланс, гибкий подход. Когда с одной стороны – ведётся бой за каждую жизнь, с другой стороны – не прекращается функционирование экономики, влияющей на долгосрочное выживание. Другими словами, победив COVID-19, важно не породить экономический кризис, хаос и голод, который, очевидно, унесёт гораздо больше жизней в мире, чем сам вирус. Именно исходя из этих главных, волнующих всех белорусов тем, Президент провел сегодня два совещания, на которых не было случайных участников, но были те, кто может и должен бороться за здоровье, жизни и благосостояние людей. В самом широком смысле.
Именно поэтому сегодня на совещаниях нет ни одного лишнего слова. Каждая фраза нашего Президента без лишнего официоза и дипломатичности жестко фиксирует задачи, которые стоят перед медиками, правительством, страной, перед каждым из нас. Даже при всей открытости, свойственной Александру Лукашенко, столь откровенные совещания – случай особый, исключительный. Причина понятна. Сегодня время не для слов, а для действий. Жёсткие задачи сопровождает не менее жесткая ответственность за выполнение. Правительства – за обеспечение медиков. Минздрава – за жизни медиков и всех белорусов. Госконтроля – за теми, кто в трудной для страны ситуации решил поиграть с ценами на лекарства и антисептические средства.
Глава государства не раз подчеркнул: сегодня главный экзамен на состоятельность для правительства. В эпоху, когда вирусы крушат мировые устои, а нефтяные гиганты, не стесняясь, на глазах у всего мира устраивают картельные сговоры. О том, как не сломаться, а стать сильнее в таких условиях, сегодня и говорили во Дворце Независимости.
Нынешнюю обстановку на нефтяных рынках никак нельзя назвать здоровой. И дело здесь не только в коронавирусе, парализовавшем мировую экономику. Дело в нездоровом формировании цены, на которую теперь влияют даже комментарии в соцсетях. Написал Дональд Трамп в Twitter, что россияне с саудитами должны договориться – и вот уже баррель марки Brent перемахнул за $34. Впрочем, и этот спекулятивный оптимизм может мгновенно иссякнуть, если в четверг на встрече ОПЕК и не входящих в этот картель нефтяных стран снова не договорятся урезать добычу. Низкие цены никому из производителей невыгодны, но Москва и Эр-Рияд уже целый месяц не хотят уступать. Даже если и договорятся, и цены поднимут, то под флагом COVID-19 спрос всё равно падает и за покупателей, в любом случае, придётся драться.
На фоне этого сражения за рынки, а добытчики периодически предлагают свою нефть, чуть ли не ниже её себестоимости, очень недальновидной оказалась политика России по отношению к своему самому близкому союзнику. Нефтяные магнаты требовали с белорусов дополнительную премию. В ответ наш Президент поручил избавиться от монополии, и мы стали покупать сырьё у других стран. Это при том, что в прошлые годы Беларусь приобретала примерно 10% всей российской нефти. Теперь этот внушительный кусок пирога стремительно черствеет, и продавцы становятся сговорчивее.
Ситуация на рынке меняется стремительно, поэтому профильные совещания во Дворце Независимости уже стали регулярными. Поставки нефти здесь обсуждают примерно раз в две недели. Так вот, с предыдущей встречи россияне серьёзно умерили аппетиты. Крупнейшие компании впервые с начала года подписали контракты с белорусскими НПЗ, но это не значит, что Мозырь и Новополоцк теперь полностью откажутся от альтернативы. Учитывая нарастающую волну мирового кризиса, на кону не только нефтепереработка, но и вся экономика.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Поэтому мной запланирован ряд мероприятий по вопросам, которые сейчас требуют реагирования в наибольшей степени реагирования и, прежде всего, влияют на нашу экономику. Подчеркиваю, это главное. Экономика, а значит, жизнь людей, не только сегодня, но и в перспективе – вопрос номер один. При всех проблемах более-менее нам удалось сдержать процессы в области нефтепереработки. Но вирусная проблематика и последовавший коронапсихоз, конечно же, усложнили ситуацию».
Фактически с начала года белорусские НПЗ были вынуждены работать примерно вполовину своей мощности. Это минус. Но и Мозырский и Новополоцкий заводы выстояли. И пусть на сниженных оборотах, но продолжили работу, сохранив коллективы. Это, несомненно, плюс. В самом ближайшем будущем наши нефтеперерабатывающие гиганты должны встать во весь рост.
Андрей Рыбаков, председатель концерна «Белнефтехим»: «На данный момент идет контрактование по всем направлениям. Фактически заводы поднимают свои перерабатывающие мощности. Внутренний рынок, как и экспорт, в апреле будет обеспечен в полном объеме».
Выгодны ли нашим НПЗ резкие скачки цен – вопрос сложный. С одной стороны, дешевеет сырьё, но и потребление полученного топлива сейчас снижается. Для переработки выгоднее всего стабильность, но дальше чем на месяц пока загадывать сложно, ведь цены зачастую диктует не рынок, а конкретные люди.
Президент обращает внимание на ещё одну нездоровую ситуацию. На самом высоком уровне приходится рассматривать проблемы, которые должны решать между собой субъекты хозяйствования, то есть добывающие компании с перерабатывающими заводами. Максимум с участием концерна «Белнефтехим». Есть экономисты, дипломаты, юристы. Напрягаться должна вертикаль, а не один-два человека. Уйти от постоянных споров с партнёрами и неопределённости – задача на самое ближайшее время. При этом, как говорят в народе, запас беды не чинит, тем более если он углеводородный.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «На непредвиденные случаи необходимо создавать серьезный запас сырья (как нефти, так и топлива). Стенограмма ведется. И не дай бог, кто-то скажет, что может принять полмиллиона тонн нефтепродуктов и не примет на хранение, уж пеняйте сами на себя. Мы это не скрываем. Сегодня нефть дешевая, нужно купить ее, произвести нефтепродукты и создать определенный запас».
На топливе завязаны и другие отрасли экономики. Тот же аграрный сектор. Ведь то, что сейчас сеем, потом нужно будет собрать. А учитывая нерабочую весну во многих странах, очень вероятно, что к осени нефть будут менять на зелень, уже в прямом смысле.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Вы видите, уже не только отдельные чиновники международных организаций заговорили о голоде в недалекой перспективе, но и вчерашние самые передовые страны, их руководители. Поэтому сельское хозяйство, прежде всего нынешняя посевная кампания – важнейший элемент, на который мы должны обратить внимание. Несмотря на то, что влага из почвы уходит мгновенно (ночью – мороз, утром – солнце), некоторые влагу не закрыли. Особенно в Минском районе, что удивительно. И огромные поля. Неужели непонятно, что нужно прежде всего пройтись культиватором и разрыхлить почву – закрыть влагу? Задача номер один, и важнее ее нет. Как у нас тут разглагольствуют кругом: карантин, комендантский час и прочее. Карантин мы сделаем в течение суток, а жрать что потом будем?»
Учитывая топливную тематику, можно представить, что все страны мира – это автомобили, которые сейчас движутся по незнакомой дороге с крутыми поворотами, где глубина ям никому неизвестна. Поэтому всё, что сейчас можно сделать, это, не теряя времени, укреплять экономическую подвеску, чтобы не потерять колёса в тот момент, когда помощи ждать будет не от кого. Так что технические осмотры государственной машины теперь будут проходить в режиме нон-стоп.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram