Форум регионов Беларуси и России: соглашения на $120 млн подписаны в первый день

686

Форум регионов уже начал свою работу. Накануне союзную интеграцию обсуждала молодёжь, а сегодня к работе приступили опытные специалисты. На одной площадке – представители всей Беларуси и 58 регионов России. Всего – более 600 участников! 

В первый день работали по секциям. В центре внимания – приоритеты развития Союзного государства, промышленная кооперация, сотрудничество в культурной и гуманитарных сферах, защита общего информационного пространства. 

Кажется, совместное белорусско-российское предприятие по производству лифтов открывается вот так, за пять минут. Хотя «за плечами» четырехлетняя работа городов-побратимов Могилева и Колпино –   промышленного района Санкт-Петербурга. Задумали  это когда-то на форуме регионов Беларуси и России. И сейчас, как раз в дни шестого – вышли на финиш. Теперь здесь 30 новых рабочих мест и возможности для производства 1000 лифтов в год. Питеру надо минимум три с половиной. 

Андрей Хлутков, заместитель председателя комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга: «Белорусский лифт упорно, последовательно и справедливо завоевывает и архитектурное, и экономическое пространство Петербурга. Он надежный, простой в управлении, неприхотливый. Мы теперь, в общем, в одном лифте ездим».

Кстати, лифтовая метафора – это, может быть, и в целом – про союзную интеграцию. Иногда вместе с россиянами мы работаем активно, и все идет вверх. Например, товарооборот. Сейчас он вырос почти на 10%. Иногда – случаются обострения, как странная ситуация с Россельхознадзором, который  периодически закрывает нашим предприятиям дорогу на свой рынок. Сейчас в стоп-листе – 62 молочных завода, 40 мясоперерабатывающих. Так уровень интеграции идет вниз. 

Владимир Семашко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России: «Я бы назвал четыре проблемы, которые мы в рамках программы должны решить. Я уже назвал: налоговый маневр – компенсация, ценообразование на газ – два, продвижение нашей мясо-молочной продукции. Мы в прошлом году мяса и молока только на 378 миллионов по отношению к 2017 году не доставили. И продвижение своей промышленной продукции».

И проблема белорусского экспорта – вовсе не качество. Административные барьеры, недобросовестная конкуренция, порой, просто непреодолима. И не случайно на форуме с первых минут эта тема в топе. Предприятия не называют, чтобы не усугублять ситуацию. Но когда речь идет, например, о проблемах  крупнейшего белорусского производителя сельхозмашин – все и так предельно ясно.

Владимир Улахович, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты: «Да, мы пришли, мы создали совместное предприятие. И мы вдруг оказались в статусе иностранного предприятия. Но там ведь и российский бизнес, и белорусский. Если мы не вытягиваем локализацию 30%, то мы лишены всех инструментов поддержки».

Ввести понятие «союзного бизнеса» – одно из предложений участников форума регионов. Парадигма «свой-чужой» не должна применятся ни к белорусам, ни к россиянам. А для чиновников ввести ответственность за помехи региональному сотрудничеству.

Григорий Рапота, Государственный секретарь Союзного государства: «Должны работать хорошо исполнительные органы власти, которые бы все, что говорится на этих форумах, подхватывали и реализовывали в жизнь. Сейчас это, пожалуй, более важно. Потому что этот механизм дает сбой».

Отчасти из-за этого предприятия стараются выходить и работать друг с другом напрямую. Форум регионов – та самая возможность, когда контракты заключаются прямо на полях. Только в первый день портфель подписанных соглашений потяжелел на 120 миллионов долларов. Конкретно: БелАЗ уже  со старта форума подписал сразу два соглашения. Санкт-Петербургский горный университет будет готовить для Беларуси специалистов в отрасли. Машиностроительный гигант организует для молодежи практику на предприятии. Кроме того, наши самосвалы теперь быстрее поедут на экспорт. Российский Внешэкономбанк и белорусский БелВЭБ открывают для БелАЗа очень выгодные кредитные линии.

Петр Пархомчик, генеральный директор предприятия «БелАЗ»: «Это финансирование будет происходить на льготных условиях, что создаст нам конкурентные возможности для продвижения нашего продукта».

Василий Матюшевский, председатель правления банка «БелВЭБ»: «Это смешанное софинансирование. Примерно на 3% льготирует российский бюджет, если мы берем ставку в СКВ и до 4% льготирует белорусский бюджет».

Сотрудничество в нефтяной и химической промышленности, машиностроении, легкой промышленности – отрасли, где сегодня между регионами уже заключены договоры о партнерстве. Российские губернаторы благодаря форуму хорошо знают белорусских производителей. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть на прошлом форуме напрямую договорился о модернизации трамвайного парка, в этом году тоже не намерен уезжать с пустыми руками.

Анатолий Локоть, мэр Новосибирска: «За основу мы взяли это сотрудничество и собираемся его использовать для приобретения новых автобусов, троллейбусов, троллейбусов с автономных ходом. Есть несколько направлений, по которым мы будем двигаться дальше».

Все предложения участников форума лягут в основу итоговой резолюции. Документ сегодня обсудили руководители верхних палат Беларуси и России. Михаил Мясникович и Валентина Матвиенко курируют региональное сотрудничество. Уже завтра резолюцию, которая, по сути – «дорожная карта» для регионов, оценят и президенты двух стран – Александр Лукашенко и Владимир Путин. 

Безусловно, большинство результатов форума регионов будут заметны не сразу. У всех соглашений пролонгированный эффект. Но, учитывая, что проект Союзного государства Беларуси и России сейчас снят с пыльной полки, инициатива интеграции особенно важна именно снизу: от гражданского общества и регионов двух стран. И форум, как площадка для быстрых переговоров, открывает перспективу для более предметного и глобального движения на встречу друг другу. 

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Россия