В понедельник студенты отметили свой, можно сказать, профессиональный праздник – Международный день студента.

Теме высшего образования на уходящей неделе было уделено много внимания, причём на высшем уровне. В семинаре для студентов педагогического университета имени Танка в пятницу участвовал Александр Лукашенко. Между прочим, учитель истории по первому образованию.

На подобных встречах речь идёт и о том, что непосредственно волнует молодёжь, и о совершенствовании самой сферы высшего образования. Так было и на этот раз.

Дипломов, медалей и грамот в её 16 у Дарьи скопилось столько, что и считать не берётся. Хотя именно любовь к вычислениям и помогла добиться успехов. Международные олимпиады, конференции и специальные турниры для математиков – пропустила она разве что собственный первый класс. И то только потому, что знания шестилетней девочки с первого учебного дня были куда выше школьной программы.

Алла Тикач, мать Дарьи Тикач: «В начальной школе мне, конечно, пришлось с ней потрудиться, после третьего класса ей так это всё понравилось, что после начальной школы я не проверяла у неё ни домашнее задание, ничего. Ей уже нравилось быть впереди, нравилось всё знать, и больше ничего не надо было».

Сегодня знания она уже получает не на школьной, а на студенческой скамье. Будущий программист, она без особых сложностей поступила в ведущий вуз страны, и закончить его она тоже собирается с отличием.

Дарья Тикач, студентка 1-го курса факультета прикладной математики и информатики БГУ: «Самая молодая в группе, я всегда была самая молодая в школе, но поступать не особо было трудно. Мне университетская жизнь даже больше нравится, всё-таки самостоятельность, и за форму школьную не гоняют».

О том, что учиться никогда не поздно, Олег Владимирович знает наверняка. В ставший родным университет он ходит, признаётся, с огромным вдохновением. И не преподавать, как может показаться на первый взгляд, а учиться. Студенту второго курса совсем недавно стукнуло 52, и конспекты при необходимости он делит с ровесниками младшего сына. Говорит, на главный вопрос окружающих «зачем?» научился с уверенностью отвечать «а почему бы и нет?!».

Олег Шидловский, студент 2-го курса факультета заочного обучения БГУИР: «По-разному реагируют, кто-то говорит, зачем тебе это надо уже, а кто-то, наоборот, поздравляет, мол, молодец, надо продвигаться вперёд, получать какие-то знания, образование, сейчас это стиль жизни… Всё просто, как у Ленина: учиться, учиться и учиться».

Такой стиль жизни помогает отцу семейства, совсем недавно ставшему уже и дедушкой, лучше разобраться в современных технологиях. Будущий инженер-проектировщик решил понять, как они устроены изнутри. К тому же высшее образование для строителя с почти 30-летним стажем всегда было заветной мечтой.

Анализировать финансовый рынок, чтобы объяснить другим, как он работает. Затея, оказалось, весьма перспективна. Ещё будучи студентами пятого курса Александр и Станислав решили поучаствовать в первом старт-ап проекте университета. В качестве идеи предложили создание инвестиционного консультанта по системе ПАММ-счёта. Этот сайт просчитывает финансовые операции и помогает всем желающим инвестировать свой капитал, разместить его с наименьшим риском. Конечно, за определённый процент от сделки.

Александр Бедулин, выпускник физического факультета БГУ: «Идея проекта возникла из личной потребности, мы со Стасом вдвоём занимаемся инвестированием, собственно, это было нужно нам, чтобы самим постоянно не пересчитывать одни и те же данные. Мы создавали его, в первую очередь, для себя, ну и параллельно откроем его для всех интересующихся людей».

Станислав Проценко, магистр физического факультета БГУ: «Проект очень интересен для большого количества людей, об этом может сказать сам Google. Потому что в среднем по ключевому слову «памм» выдаёт порядка 300 тысяч запросов за последний год».

Уже сегодня сайт приносит первые дивиденды его создателям. Но это лишь один из шести проектов, созданных за время работы старт-ап центра. Почти 20 студентов прошли бесплатное пятинедельное обучение и воплотили в жизнь собственные бизнес-идеи.

Наталья Романова, координатор Центра молодёжных инноваций и предпринимательства «Start-up БГУ»: «Оценить наши стартаповские проекты приезжали представители школ бизнеса и предпринимательства Португалии, Франции, Молдовы, Украины… Эксперты дали высокую оценку, и если проект будет развиваться, то в будущем он должен приносить прибыль. Потому что с точки зрения теории оценка дана очень высокая».

Некоторые проекты уже нашли вполне реальных инвесторов для своих задумок. Поэтому старт-ап центр уже готовится набирать пополнение, но теперь не только среди учащихся Белгосуниверситета. Возможность попробовать свои силы на практике появится и у студентов других вузов.

Сергей Маскевич, министр образования Беларуси: «Мы должны чётко понимать, что сегодня самое главное – это создание условий, предоставление молодому человеку возможностей. Чтобы он мог реализовать себя, чтобы он мог заработать себе и на учёбу, включиться в деятельность профессиональную ещё будучи студентом».

О том, как важно попробовать свои силы в выбранной профессии ещё на этапе обучения, в пятницу говорил и Президент на встрече-семинаре со студентами Белорусского государственного педагогического университета в Минске. Вуз в эти дни отмечает столетие. В аудиторию поместились около 200 человек, но благодаря организованной телетрансляции общая аудитория и в БГПУ, и других вузах страны достигла почти 3 тысяч человек. Президент говорил о многих проблемах, затрагивающих молодёжь: спайс – бороться с ним государство будет ещё активнее; чрезмерная увлечённость различными гаджетами; недостаточная популярность белорусского языка. Но всё же основная дискуссия развернулась вокруг будущей профессии – учителя. В частности Президент уверен, что практика должна начинаться с первого курса. И не только педагогическая.

На семинаре поднимался вопрос и о том, что работа настоящего педагога не ограничивается учебными часами. Необходимо всегда придумывать что-то новое и для воспитания школьников в свободное время. Ведь особенно важно, чтобы ученик получал от своего наставника не только знание предмета, но и мог формироваться как личность. Здесь особая тема – повышение престижа профессии педагога. Конечно, невысокая заработная плата – одна из причин, но, по мнению Президента, далеко не основная.

В разговоре о качестве подготовки белорусских школьников и студентов, о профессиональной этике педагогов и составлении учебных планов Александр Лукашенко признался, что и сам с особым чувством относится к преподавательской деятельности.

Зашёл разговор и о том, нужно ли реформировать Высшую школу. И если – да, то как?

Высшее образование в Беларуси давно уже перестало быть привилегией для избранных. В стране созданы 54 высших учебных заведения, большинство из них на государственной основе. Сегодня в белорусских вузах получают образование 375 тысяч человек, к слову, цифра за последние годы снижается. Но связано это только с уменьшением количества абитуриентов в стране. Если посмотреть на общемировую статистику, то по соотношению числа студентов и населения студенческого возраста Беларусь занимает четвёртую строчку. В этом рейтинге нас опережают разве что Южная Корея, США и Финляндия. Но доступность высшего образования не всегда говорит о его качестве.

Чтобы дипломы выпускников белорусских вузов не вызывали сомнений и за пределами страны, особую значимость приобретает участие в интеграционных образовательных процессах. Наиболее реальная перспектива – Болонский. К слову, дверь в него для белорусских студентов могут открыть уже в следующем году, вопрос о присоединении Беларуси страны-участницы рассмотрят на саммите в Ереване.

Решения этого вопроса сегодня ждут тысячи студентов. Участие в Болонском процессе даст им возможность гораздо проще трудоустроиться или при необходимости продлить учёбу за рубежом. В дополнение к белорусскому диплому выпускники смогут получить и специальное приложение европейского образца. А новые возможности внутри страны помогут им вернуться и найти применение своим знаниям именно здесь. Ведь многие зарубежные компании с мировым именем открывают в Беларуси свои представительства, растут возможности и потребности в специалистах в отечественных компаниях. Кроме того, такая «европейская» опция повысит рейтинг белорусских вузов и среди иностранных абитуриентов.

Хотя и сейчас интерес немалый – высшее образование в Беларуси получают 14 тысяч иностранцев. И с каждым годом популярность отечественных дипломов за границей только растёт. Тем не менее, систему белорусского высшего образования, чтобы оно было интересным и для вундеркиндов в 15, и востребованным для желающих после 50-ти, развивать необходимо. Ведь от сегодняшних студентов зависит, как будет жить страна уже в ближайшем будущем.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram