Этюды прямо с огородов: первая выставка «тикеток» открылась в Музее белорусского народного искусства

​«Тикетками» называли таблички с рекламой своей продукции торговцы с Западного Полесья. На рынке (например, в Минске или Москве), эти «расписные» бирки теперь не увидеть: народное творчество не выдержало конкуренции с компьютерной графикой. Сегодня «тикетки» впервые признали искусством, выставив в витринах, пожалуй, самого национального музея.

«Тикетками» называли таблички с рекламой своей продукции торговцы с Западного Полесья. На рынке (например, в Минске или Москве), эти «расписные» бирки теперь не увидеть: народное творчество не выдержало конкуренции с компьютерной графикой. Сегодня «тикетки» впервые признали искусством, выставив в витринах, пожалуй, самого национального музея.

Этот музей, пусть и в бывшем, однако костёле. Явно найдётся тот, кто спросит: забыли, что ли, сюжет об изгнании торговцев из храма? Ответ кураторов: выставка с вывеской «Семена» вне стен XIX века, на стороне пристройки 70-х. Тогда в Давид-Городке под Столином ещё массово писали маслом «тикетки» (разговорное – от «этикетки»).

Анатолий Орлов, художник, коллекционер: «Этот феномен, он стоит в одном ряду с Полесской школой иконописи, с ветковскими рукописным стилем (растительным) и с резьбой по дереву. Это мироощущение человека – видеть красоту в быту. Прежде всего автором является народ».

Брестский художник, скажем так, «пионер» в собирании и изучении фанерных «тикеток». Сегодня в коллекции Орлова сотни мини-натюрмортов. Самые ранние – на вернисаже 50-х годов, ровесники знаменитой банки «Кэмпбелл» короля рекламы Энди Уорхола. Но то тираж. Здесь же ни одного похожего василька, клевера, аксамитки (либо «бархатца»).

Размер «тикеток», как правило, не превышал 18 сантиметров. Это оптимально для перевозки на дальние расстояния. Допустим, взял 150 табличек (весом не более полукилограмма) и отправился на рынок в Новосибирск.

По всей империи, а затем Союзу, полешуки торговали семенами (даже дынь и арбузов). Да и сейчас на их товар хороший спрос в России. Правда, раньше то, что вырастет из зёрнышка, иллюстрировали «тикетками» в холщёвых шитых мешочках. Ныне картинки «шаблонные», печатные. Опять же, как у Уорхола.

Дарья Ильинич, заведующая Музеем белорусского народного искусства: «Яшчэ там, у 2011-м, можна было іх сустрэць на рынках дзесьці на Палессі, але на сённяшні дзень гэта ўжо цяжка. Мы прапануем нашым наведвальнікам, натхніўшыся праглядам выстаўкі, паспрабаваць самому стварыць сабе такую вось “цікетку”».

Натуру найдёте в разных уголках музея. У входа, например, горшок с люпином. Старые «тикетки» уже вызвали интерес в Санкт-Петербурге, а точнее, в Российском этнографическом музее (там есть белорусский отдел). Это же, как говорится, то же, что для русских расписные жостовские подносы – самобытное, которое до осени можно увидеть только под Минском.

Подписывайтесь на нас в Telegram