«Эти люди замерзают и умирают». Жители Польши и Литвы пытаются помочь беженцам, пока власти создают информационную блокаду

«Эти люди замерзают и умирают». Жители Польши и Литвы пытаются помочь беженцам, пока власти создают информационную блокаду

С европейской стороны пока не видно активных действий в урегулировании миграционного кризиса, несмотря на определенные договоренности. Что заметно, так это озабоченность простых людей, особенно в приграничье Польши и Литвы, которые, в отличие от своих политиков, переживают за судьбы беженцев и готовы им помогать, даже несмотря на угрозы властей. 


В Брюсселе хотят сохранить статус-кво и все возможные контакты с официальным Минском перевести из политической в техническую плоскость. По крайне мере, происходит это так сейчас, в этот момент, когда в дело вступила самая мощная страна ЕС – Германия, и, пожалуй, самый авторитетный политик Евросоюза Ангела Меркель. 

На сегодняшнем брифинге в Еврокомиссии, чтобы, видимо, усилить этот тезис, отвечая на вопрос, есть ли у немецкого канцлера полномочия от всего ЕС на переговоры, особо подчеркнули, что каждая столица ЕС может быть совершенно автономна в таких вопросах. 

Активных действий по выравниванию ситуации пока действительно, по крайней мере публично, не заметно. Что заметно, так это наращивание вооружений и войск недалеко от белорусской границы. Причем уже не только польских. Сегодня, к примеру, на встречу к министру обороны Польши прибыл его коллега, глава военного ведомства одной из ключевых стран НАТО – Великобритании. Ему, военному человеку, в отличие от журналистов и волонтеров гуманитарных миссий, находиться в зоне, где действует режим чрезвычайного положения, можно. Ведь заявления звучат достаточно воинственные.

Бен Уоллес, министр обороны Великобритании: «То, что происходит на границе с Беларусью, является преднамеренной и согласованной попыткой дестабилизировать не только Польшу, но и некоторые другие соседние страны, такие как Латвия и так далее, чтобы убедиться, что Европа слабее, чтобы продвигать планы других людей. И лучшим ответом на это будет то, что мы встанем плечом к плечу не только как страны НАТО, но и как старые друзья и партнеры, чтобы послать решительный сигнал о том, что мы не позволим этому произойти».

Вообще польские власти собираются внести поправки в закон об охране границы, чтобы похожие меры – запрет на допуск, полная информационная блокада – можно было принимать без введения режима ЧП. Такие новации, правда, прямо противоречат польской Конституции – на что указывают оппозиционные политические силы. 

Что примечательно, простые люди, даже те, кто живет в приграничье, мягко говоря, не совсем разделяют действия властей в урегулировании миграционного кризиса. 

Галина Герасимюк, жительница поселка Хайнувки (Польша): «Мы не боимся этих людей, мигрантов. Я думаю, что наши власти ошибаются, не допуская наших журналистов или кого-либо еще к границе, потому что мы не знаем, что там происходит на самом деле. Власти нагнетают в нас страх, я не знаю, почему они нас пугают. Они хотят, чтобы мы испугались еще больше? Я понятия не имею. Эти люди замерзают и умирают. Разве это их вина, что они прибыли сюда таким образом? Они не хотят оставаться здесь, они хотят продолжить свое путешествие, потому что Польша совсем не богата».

Несмотря на запреты польских властей, в стране активизированы волонтерские службы, которые настроены помогать людям, которые просят убежище. Приезжают волонтеры с огромным опытом работы с беженцами. Например, Наваль Суфи, итало-марокканская активистка, которая спасла не одну жизнь на южных границах ЕС. Теперь пытается, несмотря на возможные преследования польских силовиков, помочь нуждающимся здесь.  

Кадры из соседней Литвы. Группа из пяти добровольцев в гараже недалеко от Вильнюса упаковывает вещи первой необходимости. Они собираются раздать эти вещи мигрантам, которых их страна вышвырнет обратно в Беларусь.

Пока самыми активными в помощи людям, которые очутились в тяжелой ситуации, оказываются волонтеры и активисты, которые не спрашивают, как и почему беженцы оказались в приграничных зонах, их действительно заботит чужая жизнь, на переднем плане – сострадание. То самое качество, которого часто не хватает политикам.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Руслан Поддубский