«Если видите проблемы – говорите». Лукашенко провел большое совещание по будущей вступительной кампании

Все новации будут опубликованы максимально подробно и до новогодних праздников.

«Если видите проблемы – говорите». Лукашенко провел большое совещание по будущей вступительной кампании

Пришло время принять окончательное решение по правилам вступительной кампании. И придерживаться именно их долгое время, ведь когда правила часто и внезапно меняются – это не добавляет спокойствия абитуриентам и их родителям. Об этом говорили сегодня во Дворце Независимости – Александр Лукашенко собрал большое совещание со специалистами сферы образования. 


Главный вектор, который не единожды подчеркивал Президент – за цифрами оценок нужно видеть молодого человека, его желания, стремления и мечты. И это порой важнее баллов в сертификатах.

И уж совсем неправильно, когда в выборе ВУЗа, специальности и будущей профессии главным становится не желание и способности выпускника, а удачная комбинация сертификатов ЦТ, чтобы пройти на бюджет. И тогда тот, кто мечтает быть медиком, вынужден без особого желания учиться на кого-то другого. А такой студент вряд ли станет хорошим специалистом. Игорь Тур продолжит.

По теме совершенствования вступительной кампании в ВУЗы за последние годы было много совещаний – и было конкретное августовское поручение Президента принять, наконец, взвешенное решение. Сегодня к этому вопросу вернулись предметно. 

При этом, что важно, Александр Лукашенко говорит о задачах государства, а не о задачах системы образования. Первое – шире, ведь важны не строго сухие цифры оценок, приема и выпуска, а чуть другое. К этому вектору Президент вернется не единожды, но пока – проговаривает то, что больше всего беспокоит родителей выпускников. 

В зале совещания собраны разные специалисты – министр и бывший министры, главы ведомств, ректоры, начальники управлений образования, директоры школ и гимназий и просто учителя. Консолидированную позицию специалистов (а она именно такая) выражал глава Минобра. Есть, говорит, три главные задачи – увидеть каждого абитуриента, не потерять талантливую молодежь и прекратить беготню абитуриентов между разнопрофильными университетами. По порядку. Чтобы увидеть каждого – расширить перечень специальностей, где нужен не бессердечный сертификат централизованного тестирования, а живой разговор. 

Чтобы не потерять талантливую молодежь, предлагается расширить набор без экзаменов или по итогам собеседования для победителей олимпиад, в том числе региональных и университетских – здесь все понятно, просто и безальтернативно верно. А вот касаемо главного – самое интересное. 

Как было раньше: абитуриент сдает школьные экзамены, которые влияют лишь на балл аттестата, а затем – сдают 4 централизованных тестирования. Получив результат и оценив его, абитуриент вместе с родителями начинает игру «угадай, в какой ВУЗ можно гарантированно поступить на бюджет». И специальность здесь – вторична. Условно хочет быть ребенок айтишником, но баллов в комбинации трех ЦТ для этой специальности на бюджет не хватает. А вот хватает баллов другой комбинации из трех ЦТ, чтобы поступить, например, на… медика на бюджет. Главное – диплом о высшем образовании... И так мы получаем студента медвуза, который не хочет быть медиком и быть им не собирается. 

Предлагается сделать так: в школе абитуриент сдает два единых экзамена, которые и выпускные, и вступительные, по одному из языков и по еще одному предмету на выбор. И дальше сдает или внутренний экзамен в ВУЗ, в который реально хочет, или еще одно, и только одно, ЦТ по профессии, в которой себя действительно видит. 

То есть, по сути, – это то же ЦТ, которое еще и засчитывается как выпускной экзамен. Естественно, Президент задает резонный вопрос: но ведь выучить все по двум предметам – это не то же самое, что освоить всю школьную программу? 

Контраргумент присутствующих – все же для поступления всегда важен средний балл аттестата. Приняв аргумент, Президент уточняет – в докладе министра говорилось, что сдавать эти централизованные экзамены-тесты будут где угодно, но не в школе, которую заканчивает выпускник. 

Логика авторов инициативы вроде как понятна – честный беспристрастный результат. Но ведь на одно и то же можно посмотреть под разными углами. 

Дальше Александр Лукашенко уже выясняет у чиновников, в чем причина такой холодности к выпускникам? Да, это экзамены, да, это серьезно. Но ведь и ЦТ некоторые абитуриенты критикуют за то, что задания там составлены так, чтобы запутать молодого человека – а зачем? Точно так же – ни в коем случае, чтобы не было в аудитории профильного учителя: а зачем? 

И в целом, по ощущениям, глава государства идеи с большего поддержал практически сразу. Но одна и та же идея может быть реализована по-разному. Можно ведь завинтить гайки, а можно помочь нашим детям. Они ведь наши. 

А еще Александр Лукашенко снова и снова задавал вопросы, от генеральных векторов до нюансов. И чтобы лучше разобраться, и чтобы авторы идей максимально подробно публично объяснили людям суть новаций. Схема, кстати, уже была опробована в Витебской области. 

Но готовность системы к работе – это одно. Но у нас сегодня декабрь, а предлагается уже для нынешних 11-классников изменения. Дети-то будут готовы? 

По итогу – принципиальное согласие Президента получено, но в плане мотивации – тут Глава государства некоторые посылы откорректировал. 

Что же касается сроков – то все будет опубликовано, говорит министр, в декабре. Но 11-классникам уже – приготовиться. Но приготовиться к тому, что испытаний в сумме станет меньше: было по некоторым дисциплинам – и выпускные экзамены, и ЦТ, а станет – только ЦТ в конце учебного года. 

Что же касается того, что сдавать эти централизованные экзамены в виде тестирования будут в межрайонных центрах – здесь будут тему дорабатывать. Если школа – второй дом, а дома – и стены помогают, может, пусть помогут? 

В любом случае, все новации будут опубликованы максимально подробно и до новогодних праздников. Но, добавил участникам совещания Президент, если кто-то из участников совещания все же найдет подводные камни – Александр Лукашенко готов вернуться к разговору. В том числе – тет-а-тет. 

Фото: president.gov.by

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
География:
Беларусь