Каким будет белорусский электромобиль? Показываем самые перспективные проекты

Каким будет белорусский электромобиль? Показываем самые перспективные проекты

На неделе на совещании у Александра Лукашенко рассматривали проект указа о стимулировании использования электромобилей. А в пятницу, чтобы инициатива не тормозила, а набирала ход, Президент указ подписал.  Мотивов здесь несколько. Во-первых, скоро заработает Белорусская АЭС. Собственного электричества в стране будет более чем достаточно. Во-вторых, «интересно нефти пляшут». На этой неделе мы стали свидетелями, как резко может измениться цена на черное золото. Разумеется, мы подготовили обзор того, как такое пике повлияет на нашу экономику. Анна Пыж оценила не только силу тока, но и его возможности, а они немалые! 


Александр Белевич, директор научно-исследовательского центра Объединённого института машиностроения Национальной академии наук Беларуси:  «Это фактически такая маленькая, доморощенная, но модель электромобиля. Это та батарея, которая стояла в первом образце электромобиля Geely». 

Выглядит так, словно кто-то препарировал автомобиль. Но вся соль совсем не в обёртке. Как освоить выпуск легкового автомобиля (да ещё электрокара), если в стране до тебя этим никто не занимался? Если ещё с советских времён Беларусь стала базой сборки двигателей, а не проектирования?

Если мир шагнул так далеко, то задумаешься, что уже не догнать. За три с маленьким хвостиком года они прошли путь, на который у многих ушли десятилетия.  

Александр Белевич, директор научно-исследовательского центра Объединённого института машиностроения Национальной академии наук Беларуси:  «Центральный мозг автомобиля. Он такой маленький. Благодаря ему мы можем управлять всеми процессами в автомобиле. Кто управляет – тот и владеет. Он может менять компоненты. Как только ты это отдаёшь на производство кому-то – ты сразу любую модификацию должен согласовать с производителем».  

Объединённый институт машиностроения как раз и объединил первопроходцев. Энтузиастов, которые не представляют будущее без электромобилей, а ещё верят, что это будущее не должно наступить без нас. 

Производство легковых автомобилей – дорого и энергозатратно. Российскую машину для Путина создавали четыре тысячи человек. Над белорусским электромобилем трудятся полторы сотни. 

Сергей Поддубко, директор Объединённого института машиностроения Национальной академии наук Беларуси: «Создать электромобиль на базе шасси какого-то несложно. Закупили импортные компоненты – поставили, поехали. Но те, кто с этим столкнулся, понимают, что любая поломка – и нужно опять вызывать фирму, которая поставила, и начинать сначала. Создадим компоненты, научимся создавать их в разных комбинациях – и мы любой транспорт сделаем электрическим. Это самое главное». 

Здесь разрабатывают свои электродвигатели, батареи, а ещё системы управления (это то, что компании-производители никому не отдают). Программный продукт дорогого стоит. Здесь говорят так: своими небольшими силами мы это одолели. Но автомобиль – это не только электропривод, а ещё и кузов. И где его взять? На «БЕЛДЖИ» авто собирают из панелей, отштампованных в Китае. Их производство запускают, лишь когда программа выпуска рассчитана на 100 тысяч машин в год. 

Выход нашёлся: свой кузов белорусскому электромобилю отдал китайский Joylong. Семиместный минивэн и станет первым полностью отечественным электрокаром. Хотя… За пальму первенства с ним борется вот такая машинка. Говорят, маленькая, но удаленькая. 

Виктор Бохонко, начальник отдела промышленного дизайна Объединённого института машиностроения Национальной академии наук Беларуси: «Суть машины в простоте изготовления. Это каркасно-панельная технология. Каркас из металла, кузов из композитного материала».

Первыми нечто подобное выпустили в Германии – для почтовой службы. Белорусская версия совсем скоро появится, что называется, вживую. Но виртуальные испытания машина уже прошла. На сегодня это два наиболее перспективных проекта в сфере электротранспорта. Но когда с ними выйдут на рынок, прогнозировать никто не берётся. А значит, нам ещё довольно долго придётся зависеть от импортных поставок. 

С 2005 года количество электромобилей в мире выросло в пять раз. В Беларусь новинку впервые ввезли в 2013-м. Сейчас на 4 миллиона зарегистрированных в стране автомобилей приходится 350 электроавтомобилей. Сотая процента. В европейских странах – 2-3%. Норвегия в 2025-м откажется от продажи авто с двигателем внутреннего сгорания, Швеция – к 2030-му, а Китай с 2030 года прекратит выпуск таких автомобилей. Правда, Беларуси это пока не касается. 

Геннадий Свидерский, директор предприятия «БЕЛДЖИ»: «Для нас легковой автомобиль – это новинка. Мы здесь новички, но «электро» – уже следующий шаг. Поэтому мы будем идти осторожно». 

На неделе очень осторожно в страну привезли четыре электрокара марки Geely. Авто напичкано электроникой. Без подзарядки может проехать 500 километров, то есть едва ли не в любую точку Беларуси. Но это не начало поставок на рынок, как кое-кто поспешил заявить. Это пробная партия для дилеров. Нужно сначала изучить спрос и поведение машины в белорусском климате. Минск – не Шанхай. Да и средняя цена этого авто на китайском рынке – 30 тысяч долларов. А в страну их ввезли с уплатой пошлин и НДС. И вот намечается что-то очень похожее на замкнутый круг. К выпуску электромобилей «БЕЛДЖИ» относится скептически из-за невысокого спроса. А спрос невысокий, потому что просто дорого. Теперь вы понимаете, почему так важно было ввести льготы? 

И раз уж Президент заговорил о нефти, то каждый миллион машин, переведённых с бензина и дизеля на электричество, экономит миллион тонн нефтепродуктов.  

Дмитрий Крутой, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Мировая практика показывает, что все государства, которые наиболее сильно продвинулись в этой области, тем или иным образом стимулируют приобретение электротранспорта». 

Добавим к этому скорое введение в строй атомной электростанции. Как же мы раньше жили без электрокаров?  По прогнозам через пять лет электромобилей в Беларуси будет порядка 100 тысяч. Быстрый рост должны обеспечить льготы для физических лиц (главным образом, отмена пошлины на ввоз и НДС) и программа строительства зарядных станций (в указе есть пункты и на этот счёт). И кстати, хоть обнуление НДС не действует на юридические лица, в стране появляются энтузиасты, которые переводят парк служебных авто на электричество.  

Электромонтёр пересел на электрокар –  сказка ведь! Андрей Пархоменко уже год испытывает силу тока. Говорит, с предшественницей электромобиля («Газелью») не сравнить. «Гомельэнерго» оказалось впереди страны всей – в прошлом году закупило сразу семь электромобилей. Они колесят по всей области. В закупке на этот год ещё десять электрокаров. 

Нет, мы не агитируем. До всего нового надо, что называется, дозреть. И всё же получать электричество человечество научилось 200 лет назад. Пора бы в самом деле начать его использовать по полной программе.

Подписывайтесь на нас в Telegram