Экспресс-выставку работ мастера шань-шуй всего на пару часов представили в Национальном художественном музее в Минске

​«Гора» и «вода». По-китайски «шань» и «шуй». Но если эти слова написать через дефис – уже название традиционного пейзажа. Национальный художественный музей первым в столице запустил аудиогид на китайском.

«Гора» и «вода». По-китайски «шань» и «шуй». Но если эти слова написать через дефис – уже название традиционного пейзажа. Национальный художественный музей первым в столице запустил аудиогид на китайском.

Один из ста шедевров главного арт-музея Беларуси – блюдо эпохи Канси. Это период с 1662 по 1722-й годы. Отныне по всей постоянной экспозиции термины и фарфор, и «тсени», как называют «белое золото» первооткрыватели – китайцы. Аудиогидов пока немного – начали с 40.

Анастасия Чекулаева, переводчик: «Очень сложно было объяснить особенно искусство Речи Посполитой. К примеру, портрет Катажины Радзивилл. И также русское искусство. Поскольку для этого нужен определённый культурный подтекст. Чтобы китайцы знали, кто такой Шишкин, кто такой Репин. В Минске это первый аудиогид на китайском языке. А в Беларуси, вы совершенно верно заметили, это Несвижский замок».

Подстрочный перевод с русского занял около месяца. Китайский язык – это свыше 500 тысяч слов. Сколько их в устройстве с фонограммой, переводчик не считала. Сейчас записано 30 треков. Продолжение следует. Правда, не для выставки открытой… и закрытой сегодня.

Моу Чэнь, художник, профессор Центральной академии искусств Китая: «Я нарисовал это на пленере под Пекином. Однако, признаюсь, не стоит искать такой пейзаж где-то конкретно. К примеру, горы я увидел севернее восточного побережья. Откуда вода на картине. Это отдельное направление в шань-шуй – цинь-лю. То есть, «синий» и «зелёный». На самом деле, такого цвета нет в природе. Так я попытался приблизить небеса к нам».

23 не холста. Свои картины профессор Чэнь создаёт на бамбуковой бумаге. Опять же, изобрели китайцы. Для рисунка художник берёт, как правило, тушь. Эффект – близок к привычной нам акварели. Под вернисаж – авторское видение ландшафтов Витебска и Минска.

В углу иероглифы Чэнь Моу. На самом-то деле (по традиции Поднебесной), у пейзажа – два автора. Один пишет кистью, а другой – смотрит. Заполняя свободные места фантазией. И тут древняя китайская мудрость: идеальная живопись – это лист белой бумаги.

Старше шань-шуя (жанр зародился в VII веке) – портрет. Он, кстати, особенно любим профессором Чэнем. Заметим, раритет-патриарх восточной коллекции Национального художественного – керамическая чаша для кисточек конца XV столетия.

По статистике, сейчас в год Национальный художественный посещают порядка 600 китайцев. Скромно – это, уверены, до запуска аудиогида. Из Минска выставка Моу Чэня отправится в Молодечно – культурную столицу страны в 2016-м.

Подписывайтесь на нас в Telegram