Экспозиция вышиванок начала ХХ века открылась в Музее белорусского народного искусства под Минском

​Они уже вдохновили Валентино на новую коллекцию. И заняли место в гардеробе Мадонны. Экспозиция вышиванок начала ХХ века открылась в Музее белорусского народного искусства под Минском. Как красная нить прошла через Брестское Полесье, сделав этот регион опять модным?

Они уже вдохновили Валентино на новую коллекцию. И заняли место в гардеробе Мадонны. Экспозиция вышиванок начала ХХ века открылась в Музее белорусского народного искусства под Минском. Как красная нить прошла через Брестское Полесье, сделав этот регион опять модным?

На всю Беларусь – 30 «строев». Этим термином с конца XIX столетия этнографы отличают по одёжке жителей, например, Копыля от соседних Ляховичей. Оттуда сегодня полосатый «кабат» – корсет, объяснят «не местным» на экспозиции музея в Раубичах.

Виктория Прокошина, хранитель коллекции Национального художественного музея Беларуси: «Полотно было выткано, его собирали в гармошечку. Это очень кропотливое занятие. Затем доставали из печи хлеб, выкладывали сверху и таким образом создавалось прекрасное плисе».

На манекенах – одежда, которую никогда не касалась подошва утюга. «Строи» (а их на Западном Полесье насчитали восемь) впервые покинули запасники Национального художественного. До начала 90-х музей организовывал экспедиции в «модные» закрома белорусок. Туда, уверяют, ведут ещё немало нитей.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Безумоўна, гэта вельмі правільная і нармальная практыка, папаўняць свае фондавыя калекцыі тымі творамі – унікальнымі, якія засталіся ў куфрах яшчэ нашых бабуль. Нажаль, сёння няма такой магчымасці чыста з эканамічнага боку».

Сейчас в музее хранят около тысячи тканей, в том числе вышитых крестом. Почему обычно серый лён в одеяниях белорусок белый? Это труд солнца: полотно расстилали и ждали, пока выгорит. Своими руками создавали и аксессуары: ленты, тесёмки, бусы. Допустим, невесты из-под полесского Иванова.

На всю округу славились «очавские куфры». Сундуки побольше делали мужчины. Поменьше – женщины. Они же и в том, и в другом случае расписывали. Сегодня похожих узоров не найти. Как не повторяются и поясные орнаменты на плечевых вставках, манжетах. Зачастую даже в соседних деревнях вокруг Пинска. На афише выставки – Кобринский строй. Однако самым «красочным» эксперты признают сегодня наряды Малориты – района, где белорусская традиция соединяется с польской и украинской.

Дарья Ильинич, заведующая Музеем белорусского народного искусства: «Адна з версій, што на намітках такую зорку маглі насіць толькі жанчыны, якія ўжо мелі дзяцей. Таксама, такая асаблівасць, яна не вельмі бачна за фартухамі, але часта спадніца зпераду незатканая. Хутчэй за ўсё гэта абярэг».

Как говорила Роза Бертен, личная портниха французской королевы Марии Антуанетты: всё новое – это хорошо забытое старое. Американский журнал о моде Vogue назвал вышиванки среди самых популярных тенденций сезона весна-лето 2016 года.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс