Эксперты комментируют отстранение сборной России от Олимпиады

​Политические игры или борьба спортивных интересов: как оценивают решение МОКа в мире и в Беларуси? Россия ещё может его оспорить в спортивном арбитражном суде, но есть ли смысл. Ведь времени – нет. Где правда, а где предвзятое отношение к постсоветским странам? В том и в другом случае эксперты признают: мировая антидопинговая система дала трещину.

Политические игры или борьба спортивных интересов: как оценивают решение МОКа в мире и в Беларуси? Россия ещё может его оспорить в спортивном арбитражном суде, но есть ли смысл. Ведь времени – нет. Где правда, а где предвзятое отношение к постсоветским странам? В том и в другом случае эксперты признают: мировая антидопинговая система дала трещину. 

Сейчас в этой лаборатории под Минском проверяют пробы спортсменов на анаболические стероиды – об этом мы вспомним чуть позже. Как и вспомним фамилию Родченков – российский химик, бывший руководитель Московской антидопинговой лаборатории. Он  консультировал белорусских коллег на всех этапах создания собственной базы. Сегодня, правда, эта лаборатория так и не аккредитована Всемирной антидопинговой организацией (WADA), отозвана лицензия и у Москвы.

Сергей Беляев, директор национальной антидопинговой лаборатории: «В Евразийском сообществе было две аккредитованные лаборатории: в Алмате (Казахстан) и в Москве (Россия). Сейчас обе закрыты, отозваны лицензии. Ближайшая лаборатория – польская, если на восток – ближайшая в Пекине».

То есть сейчас в СНГ нет лабораторий, которым доверяло бы мировое спортивное сообщество. Многие считают это предвзятым отношением, увязывают с допинговым скандалом в России.

Он начался с этого фильма немецкого журналиста Хайо Зеппельта о допинге в лёгкой атлетике. Герои рассказали о распространении запрещённых препаратов тренерами и врачами, о фактах подмены анализов (за деньги или по просьбе чиновников) и многом другом. Материалом заинтересовалось WADA и начало собственное расследование. В итоге – российских легкоатлетов лишили права выступать на международных турнирах, у московской лаборатории отозвали лицензию, а её руководителя Григория Родченкова отправили в отставку. Он уехал в США и в скандальном интервью New York Times заявил, что 15 обладателей медалей Сочи были частью государственной системы сокрытия положительных допинг-проб.

Григорий Родченков, экс-глава Московской антидопинговой лаборатории: «Люди отмечали победы олимпийских чемпионов, а мы в это время сходили с ума и меняли пробы с мочой. Мы были готовы к этому. У нас был опыт и знания. Лаборатория была оснащена всем необходимым. Всё работало как швейцарские часы. Представляете, как устроен олимпийский спорт?»

Допинг, со слов Родченкова, создал он сам и назвал «Дюшес»: три анаболических стероида (наличие которых в организме легко определят в Минске) плюс алкоголь. Употребление «Дюшеса» резко сокращало восстановительный период, что для краткосрочной Олимпиады – главное. Слова Родченкова в России до сих пор называют выдумкой, а самого химика – предателем, работающим по заказу конкурентов. Но, тем не менее, WADA пошло дальше и назначила канадца Ричарда Макларена главным в глобальном расследовании о допинге в российском спорте.

Первая часть доклада Макларена вышла за две недели до Олимпиады в Рио. Прямых доказательств не было, но Россию всё равно обвинили по трём позициям: сокрытии, манипуляциях и массовой подменой проб, чтобы россияне могли триумфально участвовать в домашних Играх в Сочи. Всё звучало как предположения, но на Игры в Рио Россия поехала в ослабленном составе, а тяжелоатлеты и паралимпийцы были отстранены.

Разговоры о допинге затем поутихли, но в ноябре 2017 МОК лишил сборную России сразу десяти медалей сочинской Олимпиады. Лыжные гонки, бобслей, скелетон, биатлон – игры, которая гордилась вся Россия, были представлены сплошным обманом. Опять же – без чётких доказательств. И, наконец, за два дня до исполкома WADA подтвердило подлинность данных Родченкова. И Россию оставили без Олимпиады в Корее.

Георгий Катулин, генеральный секретарь Национального олимпийского комитета Беларуси: «Это решение вызвало шок, эмоции переполняют. Решение дисквалифицировать российский Олимпийский комитет, мне кажется, никоим образом не будет способствовать снятию напряжённости и решению допинговых проблем в спорте в целом. Решение беспрецедентно суровое».
Вадим Девятовский, председатель Белорусской федерации лёгкой атлетики: «Я знаю, что они чувствуют, оно распространено на всех, презумпция невиновности отсутствует. Я боролся до конца, был уверен в себе, дошёл до победного конца, то, что переживает братская Россия – нам очень понятно».

В этой ситуации резонно понять, что сегодня представляет из себя WADA, специалисты которой, кстати, минскую лабораторию посещали и три, и два года назад, были впечатлены, но лицензию так и не выдали. Как и не выдали никому вообще за последние четыре года, когда был введён мораторий на расширение агентства. Причина – в резком снижении качества и надёжности: лицензию отозвали, скажем, у Парижской лаборатории, а на прошлой неделе такие же санкции последовали в отношении их коллег из Бухареста.

WADA уже давно поставило под сомнение собственную систему проверки спортсменов на допинг, которую пять лет назад называло чуть ли не идеальной: биологический материал забирают раздельно несколько организаций, чтобы не было конфликта интересов и даже возможности скрыть допинг. В лабораторию замороженные пробы А и Б приходят пронумерованными – ни фамилий, ни страны.

И основа всех обвинений в адрес России: пробирки – со следами вскрытия, конкретно – есть царапины. То есть WADA, во-первых, не может доказать, что пробы подменены, а лишь сомневается. Из-за таких сомнений, впрочем, проблемы были у белорусских гребцов. И во-вторых, надёжность пробирок, которые вроде как невозможно вскрыть без повреждения колпачка, была аксиомой, на которой строится вся политика WADA. И если WADA допускает, что пробирки можно вскрыть, а значит, абсолютно все результаты исследований, все медали, чемпионы всех турниров теперь тоже под сомнением.

Точка в этом скандале не поставлена – Россия ещё может обратиться в спортивный арбитражный суд в Лозанне. Виновна Москва или нет – самое интересное, что юридически полностью доказать свою правоту не может ни одна сторона. Ведь были прецеденты, когда WADA ошибалась.

Сергей Беляев, директор национальной антидопинговой лаборатории: «Это как догонялки: нарушители убегают, а наша антидопинговая наука пытается их догнать. И этот процесс бесконечен. Потому что спорт высоких достижений – это большой бизнес, где есть смысл чем-то рискнуть, чтобы достичь каких-то материальных благ».

То есть механизм сокрытия допинга: от создания анаболиков до подкупа врачей, последние десять лет развивался куда быстрее, чем WADA. WADA, конечно, злится и, перестраховываясь, дисквалифицирует даже за малейшие подозрения. И тут подворачивается химик Родченков с недоказанной сенсацией, которую WADA раскручивает до вселенских масштабов.

Теперь «чистым» российским спортсменам предложено выступить под нейтральным флагом. Вся спортивная Москва сейчас обсуждает: а что делать? Ведь Олимпиада, это не только деньги. Честь страны.

Беларусь, конечно, неравнодушна. Российские атлеты, когда тяжело было нашим молотобойцам, когда незаслуженно обвиняли гребцов, защищали их. Тогда говорили о предвзятости к постсоветским странам – ситуация повторяется, но в большем масштабе. Но неравнодушны – во всём мире. Как бы ни закончился скандал, будет Россия на Олимпиаде или нет – зреют колоссальные перемены. Мировая спортивная система защиты от допинга давно не работает.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур