Акцент на экономику

В Молдове президентские выборы тоже не за горами – в марте следующего года. И будет ли в них участвовать действующий глава государства Николай Тимофти, пока сказать трудно. Но если судить по его действиям, то к этому экзамену он готовится основательно.

Результатом официального визита в Беларусь стало подписание торгово-экономического пакета документов, в том числе соглашение о создании в Кишинёве сборочного производства автобусов марки МАЗ.

Вряд ли Николай Тимофти думал, что у него в ближайшее время появится второй паспорт. Документ Минской области имеет, конечно, сувенирный статус, но президент Молдовы всё равно удивлён.

Николай Тимофти, президент Молдовы: «Я и не думал, что вы можете предоставлять гражданство в рамках одной области. Вы ввели меня в заблуждение».

Это заблуждение было, пожалуй, единственным за два дня официального визита. Хотя за эмоциями Николая Тимофти, человека серьёзного (отца троих детей и судьи с тридцатилетним стажем), было интересно наблюдать. Вот он искренне восхищён экспозицией Музея истории Великой Отечественной войны, а вот поездка на новенькой модели трактора «Беларус». Одного круга по площадке хватило, чтобы остаться под впечатлением.

Фёдор Доматенко, генеральный директор Минского тракторного завода: «В приватной беседе он сказал, что впечатлён. Особенно его удивила система компьютерного управления. В кабине нет шума и приятно управлять».

Двухдневное пребывание президента Молдовы в Беларуси можно разделить на две части. Во-первых, это ответный официальный визит после того, как осенью прошлого года Александр Лукашенко посетил Кишинёв. Во-вторых, приезд по-своему можно назвать «техническим». Но не в смысле проходным. Суть на поверхности – Николай Тимофти не скрывал, что его страна остро нуждается в технике. Дорожной, коммунальной, пассажирской и сельскохозяйственной.

Гостю показали все возможные образцы от заводов «Амкодор», МАЗ, «Белкоммунмаш» и МТЗ. Тракторам – особое внимание, ведь «Беларусы» занимают больше половины рынка Молдовы – страны аграрной. Кукуруза и подсолнечник, овощи и фрукты – без техники никак.

Олег Голопятов, директор торгового дома «МТЗ-Лидер» (Кишинёв): «Доступность есть. 14 филиалов работают, 30-40 километров – есть сервис, запчасти, ремонт. Сельские хозяйства сейчас укрупняются, и нужны более мощные тракторы».

Торговый дом Минского тракторного завода в Кишинёве работает 11-й год. За это время продано почти пять тысяч единиц техники. Вроде немало, но это лишь на первый взгляд. Можно как минимум в два раза больше. Тем более что под Кишинёвом открыто сборочное производство МТЗ. Поэтому прицел в ближайшем будущем откорректируют – на Молдову рассчитывают как на своеобразный форпост для продвижения белорусского бренда на рынки Евросоюза.

Тема Евросоюза стала одной из главных для двух Президентов во время встречи. Она та самая официальная, но лишь для необходимости соблюдения протокола. Всё-таки Александр Лукашенко и Николай Тимофти больше друзья, чем коллеги. И геополитический парадокс (Беларусь – в Евразийском союзе, а Молдова подписала соглашение об ассоциации с Европейским) решился просто – сотрудничать официальным Минску и Кишинёву это вовсе не мешает.

Николай Тимофти, президент Молдовы: «Согласен с Вами, что наши отношения с другими странами, с ЕС не помешают двусторонним. И цифры это показывают. Кроме того, что увеличен товарооборот, есть и увеличение по другим показателям, особенно после того, как Вы посетили Молдову. Я убежден: корни, которые заложены между странами, и стремления быть честными дадут хороший результат. И очень правильно Вы сказали: мы не делаем ничего друг против друга».

Логичным итогом стало подписание семи документов. Страны будут оказывать друг другу взаимную правовую поддержку, Могилёвская и Минская области нашли геосоюзника в виде автономного территориального образования Гагаузия.

Ещё два соглашения касаются завода МАЗ. В Молдове откроют сборочное производство белорусских автобусов. А со временем хотят весь парк пассажирской техники полностью заменить. Сначала в Кишинёве, а потом и в других молдавских городах.

Владимир Оргеткин, директор предприятия по выпуску автомобильной техники (Молдова): «Потребность в такой технике высокая. В Молдове более 800 населённых пунктов. Там техника вся изношена. А кое-где её нет вовсе».

И это чистая правда. Стоит признать, что Молдова страна небогатая (даже очень). Четвёртая часть населения – на заработках за границей. Ещё 20% находятся за чертой бедности. Да и политически Молдову лихорадит регулярно. Свой пост, едва проработав 100 дней, покинул премьер-министр. Нет правительства – нет кредитов извне – вердикт Евросоюза. Быть абсолютно независимой Молдова не может – не по карману. Но и оставить трёхмиллионное население без самого необходимого (например, транспорта) власти тоже не в состоянии. Вот и железная дорога, от путей до составов, изношена на 90%.

Железная дорога для Молдовы – существенная головная боль и самое убыточное государственное предприятие. Что говорить, если самые новые локомотивы были выпущены ещё в 1985 году, а их срок эксплуатации закончился 10 лет назад. Поэтому вот такие новые и современные составы молдаване хотят видеть у себя. И деньги на это у них есть, европейские банки и фонды совсем недавно выделили 117 миллионов евро. Самое время сотрудничать.

Когда в Фаниполе открывали завод «Штадлер», Молдовы в списке потенциальных заказчиков не было. Её даже не рассматривали в качестве солидного покупателя. Но времена изменились, оценить белорусскую продукцию приехал лично президент. Остался доволен. Как и рабочие со «Штадлера», которые всегда рады новым заказам.

Феличе Массаро, директор предприятия «Штадлер Минск»: «Мы уже видим хорошие результаты поставок белорусских троллейбусов в Молдову, и есть такая же вера по поводу железнодорожных составов. Количество? Ну, пока трудно сказать, но мы оптимисты».

Президент Молдовы не скрывает – он тоже оптимист. Верит, что его стране по силам выбраться из непростого положения, ведь пока даже он для своих официальных визитов вынужден арендовать частный самолёт. Какая страна больше приобретёт от этого визита? Да, видимо, обе. Белорусские предприятия получат рынки сбыта, молдаване – технику. А чтобы активнее развивать экономические контакты, партнёры договорились сблизить национальные законодательства. Этим займутся парламентарии. В ближайшее время.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram