Парламентские выборы в России: за кого пойдут голосовать россияне и как Запад на этот раз пытался вмешаться в электоральный процесс?

Сегодня в России – единый день голосования. Соседи выбирают не только депутатов в Госдуму, но и губернаторов регионов, а также представителей в местные парламенты. Всего выдвинулись более 90 тысяч кандидатов. 

В Государственную думу в этот раз стремятся немало звезд – музыкантов, циркачей и стилистов. И это, кстати, буквально! Такова современная политика, которая часто переплетается с шоу-бизнесом. 

Например, певица Виктория Дайнеко идет от партии «Зеленая альтернатива». Экология, кстати, в тренде. Спасем Байкал! – это девиз шоумена Сергея Зверева, который идет в политику от «зеленых». От «Единой России» баллотируется Денис Майданов. От «Родины» – певица Татьяна Буланова. Знаток, который знает почти всё, – Анатолий Вассерман – стал самовыдвиженцем и готов выработать национальную идею. Эту кампанию дополнил дрессировщик Аскольд Запашный. А если взять «тяжелую артиллерию», то общефедеральный список «Единой России» возглавили глава российского МИДа Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу. 

Выбирают россияне из 14 партий, но порог, по предварительным оценкам, пройдет классический квартет – из «Единой России», «Справедливой России», коммунистов и либеральных демократов. Среди новинок – внедрено дистанционное электронное голосование, оно продолжалось три дня. 

Вообще, сразу разобраться в этом довольно сложно. Попробуем это сделать вместе с главой нашего московского корпункта Светланой Карульской.

Светлана, добрый вечер! Можно ли утверждать, что эти выборы одни из самых технологичных?

Светлана Карульская, корреспондент: Да, Россия, перенимает опыт западных коллег в части технологичности и в этом году даёт избирателю все больше возможностей для волеизъявления. Большая ставка сделана на электронное голосование, внедряется система «Мобильный избиратель», есть изменения в организации видеонаблюдения. Собственно, и сама агитация из-за коронавируса практически ушла в онлайн. Словом, здесь старались организовать все современно. Хотя «западные партнеры», которые сами так голосуют годами, все равно остались недовольны. Мол, у этих русских любое нововведение – это накат на демократию и свободу слова».  

А что касается технологий продвижения, пиара и манипулирования – какие новшества борьбы за голоса вы здесь заметили и отменили? Были мнения, что агитационная кампания была даже несколько инертной и скучной. Действительно ли все прошло гладко?

Да, некоторые, действительно, говорили, что это была несколько инертная кампания. Без пикетов, яркой уличной агитации. Но это только на первый взгляд и на взгляд неспециалиста. На самом деле, не только партии сражались за избирателя. Задолго до так называемого дня выборов развернулась настоящая подковерная, теневая борьба за электорат. И вот здесь для нашего белорусского зрителя, который может задаваться вопросом, ну какое нам дело до голосования в России, оказывается, есть много интересного и очень знакомого. Во-первых, именно этот состав Государственной думы будет работать над законодательным и правоприменительным сопровождением утвержденных недавно союзных программ, а значит, эти люди нам будут априори не чужие. Во-вторых, сама кампания для нас во многом из разряда «мы это проходили». И для России никакого иного сценария не придумали. Единственное, что у соседей уже был наш контрударный опыт, что во многом позволило им подготовиться, упредить деструктивные выпады и провести такую кампанию, которая кому-то и показалась спокойной и даже скучной.

«Смотрюсь в тебя, как в зеркало»… После активной поддержки прошлогодних белорусских протестов российской оппозицией обычно разношерстное экспертное сообщество стало как никогда единодушно: Минск – первый, но точно не последний. Внедрение новых политтехнологий, информационные атаки, вкачивание огромных сумм на деструктив: все это плацдарм для следующего удара по России. И поводом называли именно грядущие выборы в Государственную думу. Не прошло и полгода после начала «прогулок» в Беларуси, гулять позвали и россиян. Эта «лейся песня» обещала быть раскатистой – иностранные фонды зафрахтовали под предвыборные протесты миллионы долларов, завербовали сотни организаций и граждан внутри страны. Но, опять же с оглядкой на Минск, в России их уже ждали. Государство решило превентивно защищаться. Значительно были увеличены штрафы за организацию незаконных митингов, запрещено иностранное финансирование избирательных кампаний, в стоп-лист для баллотирования в Госдуму поставили лиц, осужденных за преступления средней степени тяжести. Это привет Навальному. Изменения вводились методично, необходимость каждого россиянам тщательно объясняли. Хотя, это уже было лишнее. Наш опыт и здесь сработал: люди стали объединяться именно вокруг так ненавидимой оппозицией партии власти – «Единой России». Как в Беларуси – не хотел никто.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации: «Парадоксально, но внешняя турбулентность дает такой консолидирующий эффект при голосовании. Чем больше турбулентность вокруг России, тем консолидированнее голосует электорат «Единой России»… События в Беларуси, да, безусловно, являются для нас в значительной степени модельными, и наступать на эти грабли никто не хочет».

И на время показалось, что все пошло спокойно. Партии писали программы, вели агитацию, привлекали «тяжеловесов». По прогнозам, традиционно преодолеют проходной барьер коммунисты, ЛДПР и «Справедливая Россия» – она усилилась объединением с движением «За правду» – а там медийные писатель Прилепин, политологи Михеев и Гаспарян, общественник Стариков. Есть шансы у двух новичков гонки – это партия «Новые люди» и «Партия пенсионеров». Последние агитировали избирателя даже похоронными мемами. Кончину, кстати, больше всего предрекали провластной «Единой России». Мол, она скорее мертва. Но партия власти выставила вперед настоящие «локомотивы» – в начале их списка министр обороны Сергей Шойгу и глава МИДа Сергей Лавров. Ходят слухи, что они могут перейти работать в Госдуму, хотя закон и предполагает передачу своих мандатов другим однопартийцам. В любом случае, по всем соцопросам именно «Единая Россия» – электоральный лидер. Снова провал «несогласных».

Фирдус Алиев, директор Экспертного института социальных исследований: «Только ленивый не говорил, что партии власти будет крайне сложно удержать свое лидерство потому-то, потому-то, потому-то. И причины каждый раз назывались разнообразные. От глобальных, заканчивая отдельными аспектами. Очевидно разочарование: «Единая Россия» смогла преодолеть все те сложности, которые настигли ее в результате по итогам пенсионной реформы. Напомним, что в тот момент партия значительно потеряла рейтинговые свои показатели, но сумела отыграть, практически 10 с лишним процента смогла себе вернуть путем тщательной, кропотливой работы со своими избирателями».

Куда интереснее обстоит дело с депутатами-одномандатниками. Они получат половину мест в Государственной думе. И вот тут стало ясно, на кого переключились западные кураторы российских выборов. Если сдвинуть «Единую Россию» достаточно трудно, бить решили по беспартийным сторонникам власти. Да так, что доставалось и своим. На отдельных участках у избирателя иногда троилось в глазах. Например, кандидатами в Санкт-Петербурге стали сразу три Бориса Вишневских. Причем одинаковых с лица. И это сходство – целенаправленное дело рук пластических хирургов. Причем самое смешное, что закон никто не нарушил.

Борис Вишневский, кандидат в Законодательное собрание Санкт-Петербурга: «С одной стороны – противно, конечно. Люди без чести, без совести, без репутации, без чувства собственного достоинства. Вот кем надо быть, чтобы в угоду своим политическим начальникам поменять имя, фамилию, а потом еще и внешность».

Но главный прием, как и в Беларуси, – это дискредитация и запугивание. Журналист и телеведущий Евгений Попов столкнулся с полным набором. Столько хейта, пожалуй, не вылилось ни на одного кандидата. Фонды Навального снимали о нем разоблачительные фильмы, в открытый доступ выкладывали не только личные данные, но и кадастровые номера недвижимости, блокировали соцсети. Эффект опять получился обратный. По соцопросам у Попова самый высокий рейтинг. И он, похоже, не из пугливых

Евгений Попов, журналист, кандидат в депутаты Государственной Думы: «Я даже о многом не знаю, знаю, что мочат меня там в интернете, хейтеры на зарплате и не на зарплате, не встают с диванов 24/7, атакуют меня. Ладно бы только меня, но и мою семью… Если вы хотите переворота, насильственного свержения власти, революции, крови, то, конечно, мы будем работать на то, чтобы вы просто исчезли. Еще раз – насильственные действия не законны. И не важно, иностранный это актор или внутренний. Поэтому любая страна противодействует насилию так, как она считает нужным».

Россия сейчас решила напомнить об этом тем, кого раньше стеснялись в открытую называть. В МИД накануне голосования вызвали посла США Джона Салливана, где ему сообщили о том, что российская сторона располагает неопровержимыми доказательствами вмешательства в избирательную кампанию. Москва обнародовала данные о схеме, по которой западные посольства финансировали российские оппозиционные структуры. 

Мария Захарова, официальный представитель МИД России: «Мы ничего не конструируем, лишь указываем на выявленные факты. Причём делаем это, отвечая на вопросы СМИ, обратившихся к нам. А факты таковы: зарубежные посольства в Москве нанимали на работу граждан России (делая это по-разному, у каждого посольства своя практика), платили им деньги, которые те в свою очередь переводили соответствующим структурам. Это просто факты».

Кроме того, в контексте подготовки и проведения выборов предъявлены доказательства нарушения законодательства и американскими цифровыми гигантами Google и Apple. Именно они активно распространяли через свои онлайн-магазины приложение «Умное голосование», принадлежащее запрещенному в России фонду Навального. Программа давала рекомендации, за кого голосовать в конкретном округе по всей стране. Кстати, IP-адреса площадки находятся в США и связаны с Пентагоном. Здесь тоже вышла интересная штука, пока «Умное голосование» не заблокировали, платформа предлагала голосовать то за Вини-Пуха, то за Шапокляк. Но реальность оказалась вовсе феерической: прямо накануне голосования фонд Навального стал топить за… коммунистов. Мягко говоря, в изумлении оказались все сторонники оппозиции. Посчитали, что это плевок в сторону всех мечтателей о «новой прекрасной России». Как и в Беларуси: это еще и классический пример выборов без выбора. 

Олег Гайдукевич, наблюдатель от Парламентского собрания Беларуси и России в составе миссии СНГ: «Я внимательно слежу за политическим процессами в РФ и действительно вижу большое сходство попыток вмешательства во внутриполитическую повестку определенными центрами Запада и такие же политтехнологии по манипуляции общественным сознанием. Для меня это не "умное голосование", для меня это "глупое голосование". Это как раз когда людей хотят лишить выбора, когда хотят управлять их мнением и когда пытаются их заставить делать то или иное действие». 

Запад, ожидаемо, все претензии отрицает. И даже обижается. Начиная с миссии ОБСЕ. Они уже раздувают скандал по поводу ограничения числа своих наблюдателей: просили квоту в 500 человек, а из-за COVID-19 в Россию пригласили только 50. Европейцы грозились не приехать, но когда их не стали уговаривать, билеты на Москву все-таки взяли… Вот видео инструктажа одного, отметившегося в Беларуси, движения «Голос» и того же БДИПЧ. Обучающий семинар с заданием на дом для сторонников – нарушения и скандалы инициировать самостоятельно.

Каждый из вас получит методичку, в которой прописаны все ваши действия. Мы создадим условия, чтобы каждого из вас выгнали с участка, тем самым мы сможем зарегистрировать и показать нарушения на участке.

Ох, уж эти методички! Как и в белорусских, в российских – та же задача: как можно больше поводов, которые помогут признать выборы нелегитимными. Будут ли они, узнаем в понедельник, когда появятся предварительные итоги думской кампании.  

Тогда же своими впечатлениями о выборах поделятся и наблюдатели. БДИПЧ ОБСЕ в том числе. Здесь в России от них ожидают только критики, хотя однозначно заявляют, что никакого давления не потерпят и на всякие резолюции вряд ли обратят серьезное внимание, но, если что, симметрично обязательно ответят. Время, когда бывшие республики большой страны, а теперь независимые государства, все время оглядывались на Запад, похоже, безвозвратно уходит. И наступает другое – время избранных. Избранных самими и для себя.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Россия