Очередное достижение в борьбе с контрафактом на просторах Евразийского экономического союза. Главным итогом Межправительственного совета ЕАЭС, который в пятницу прошёл в Алматы, стало подписание соглашения о маркировке товаров.

Очередное достижение в борьбе с контрафактом на просторах Евразийского экономического союза. Главным итогом Межправительственного совета ЕАЭС, который в пятницу прошёл в Алматы, стало подписание соглашения о маркировке товаров. 

Инициаторы соглашения уверены, что его реализация остановит контрафакт и контрабанду в ЕАЭС на миллиарды долларов, выведет из тени целые секторы розничной торговли и повысит собираемость налогов.

Документ подписали премьер-министры Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России. Как считает белорусский премьер Андрей Кобяков, маркировку товаров в ЕАЭС нужно вести с учётом национальных интересов всех государств (членов союза). 

Финансово-экономический центр Казахстана, культурная столица страны, до 2017 года являлся единственным городом-миллионником. И это не Астана, а бывшая столица Казахстана – Алматы, название которой переводится как «отец яблок». У города много общего с Афинами и Лос-Анджелесом, здесь точно так же уникальную природу формирует размещение в предгорной котловине. Уникальным стало и алматинское заседание Межправительственного совета ЕАЭС.

Премьер-министры Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргызстана, само собой, свои переговорные стратегии строили, исходя из президентских переговоров в прошлом году. Откровенно говоря, у стран накопилось достаточно, если не претензий друг к другу, так уж точно пожеланий. За закрытыми дверями заседание совета в узком составе было как никогда долгим, журналисты делились инсайдом – премьеры обсуждают не только вопросы по повестке, но и откровенно говорят даже о, казалось бы, незначительных вопросах. Суть необходимых преобразований уже на заседании в расширенном составе очертил Андрей Кобяков.

С Кобяковым в целом коллеги были согласны, осталось лишь договориться в нюансах. Например, Казахстан логично хотел бы большей экономической интеграции в союзе, ведь очевидно, что Беларусь и Россия в составе ЕАЭС чуть ближе друг к другу, чем остальные страны-участницы.

Объединять ещё больше «еаэсовскую» пятёрку будет Россия. Москва в 2018-м председательствует во всех руководящих органах ЕАЭС. Дмитрий Медведев, имея большой премьерский опыт и чуть поменьше президентский, в Алматы в качестве модератора был убедителен. Хотя у заседаний на уровне премьер-министров есть особенность: решения здесь не принимаются молниеносно, а поднятые проблемы одну за другой решают рассмотреть детальнее и, конечно, позже. Но всё же конкретика в Казахстане тоже была: совет подписал соглашение об идентификационной маркировке товаров. Технологию эту опробовали на шубах: в ярлыках с пометкой «ЕАЭС» – микрочип, отслеживающий весь путь изделия. Так будут работать по многим группам товаров.

Что же касается генеральной стратегии ЕАЭС (а речь идёт о максимальной взаимной интеграции экономик и создании единого рынка), то здесь Дмитрий Медведев, отвечая на «белорусский» вопрос, вероятно, намекнул, как будет развиваться ЕАЭС в год московского в нём председательствования.

Влиять на развитие ЕАЭС будут и изменения на глобальных рынках. Наверняка, ведь при создании союза никто не думал, что со временем будут так много говорить о цифровизации экономик. Но в Алматы об этом говорили и на Межправительственном совете, и на форуме «Цифровая повестка дня в эпоху глобализации». Он проходил в тот же день, рекламы в городе этого события было больше, чем информации о премьерском заседании, что за междержавное объединение было даже как-то обидно. Но "цифра" и IT-развитие – личная инициатива Нурсултана Назарбаева. В этом Казахстан и Беларусь очень похожи. Хотя стремление к биткоинам и блокчейну в ЕАЭС разделяют не все.

Переубедить Москву старались не только партнёры по союзу, но и приглашённые европейские и американские эксперты. Казахстан вообще очень качественно сработал по линии приглашения в Алматы IT-гуру. Здесь были и теоретики, и программисты-практики, инвесторы и редакторы мировых изданий. И все они пытались сформировать вокруг IT тёплую атмосферу. В этом им, впрочем, помогала и погода.

На прошлой неделе в Алматы было до –30, именно в такую суровую зиму очень хотели попасть европейские IT-эксперты. Увы, попали в зиму классическую для Алматы – тёплую и с непрекращающимся снегопадом.

У премьеров, наверняка, было мало времени, чтобы оценить всю красоту Алматы, ведь для этого нужно подняться в горы. Здесь всегда полно туристов, курорты города лишь пока не очень известны белорусам. А вот местные даже не пытаются выбираться в сторону Альп. Зачем, если есть свои? Кстати, казахи очень осведомлены обо всём, что происходит в городе, готовы рассказать свою точку зрения и насчёт ЕАЭС, и про цифровизацию. Но с куда большим рвением казахи танцуют.

А вот танцевать страны ЕАЭС будут от печки экономической. О двустороннем товарообороте в Алматы Андрей Кобяков говорил со своими коллегами из Армении и России. Вектор идентичен – 2017 год был успешным для торговли Минска с Москвой и Ереваном, но потенциал куда больше. А что касается итогов Межправительственного совета, увы, перехватить Андрея Кобякова по пути в аэропорт не удалось. Но знающие люди уверяют: баланс между интеграцией и национальными интересами Беларуси сохранился. По крайней мере, на этом заседании.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур
География:
Казахстан